Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в 2011 году

«Налоговый кодекс снова принят!» — так шутят предприниматели и специалисты предприятий, которые уже более полугода следят за эпопеей с основным налоговым законом.

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в 2011 году
Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в 2011 году

После затяжного Налогового Майдана Президент Украины настоял на внесении изменений в текст принятого депутатами Налогового кодекса. Все пожелания Президента удивительно быстро были приняты Парламентом, итогом чего стала новая редакция Кодекса. Указанная редакция принципиально отличается от предыдущей только в части регулирования упрощенной системы налогообложения. А точнее — Налоговый кодекс вообще не регулирует «упрощенку», оставляя в силе Указ Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» 1998 года. Поэтому никаких запретов относительно применения «упрощенки», ограничений, в том числе по видам деятельности, никаких увеличений ставок и обязательного применения кассового аппарата, запрета на применение упрощенной системы юрлицами не будет. По крайней мере, в ближайшие несколько месяцев. А дальше посмотрим, ведь Правительство обещает еще зимой 2011 года представить проект закона об упрощенной системе налогообложения.

Тем не менее, одно неприятное нововведение для предпринимателей, которое депутаты оставили в силе — это запрет на включение юридическими лицами в состав валовых расходов сумм, уплаченных за товары (работы, услуги) физическому лицу, который пребывает на упрощенной системе налогообложения.

Также последняя редакция Налогового кодекса содержит принципиально новые подходы к некоторым аспектам администрирования налогов и обжалования неправомерных решений налоговых органов. К примеру, было принято решение оставить в силе общую норму о том, что при обжаловании налогоплательщиком налогового уведомления-решения в судебном порядке обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на таком решении налогового органа до окончательного разрешения спора судом.

Большая часть положений о налогообложении НДС, налогом на прибыль, НДФЛ и другими налогами, которые закладывались в основу налоговой реформы, в окончательной редакции Налогового кодекса остались нетронутыми.

Мало кто станет отрицать тот факт, что налоговое законодательство, с одной стороны, и практика работы фискальных органов с налогоплательщиками, с другой — вещи разные. За примерами далеко ходить не нужно. Как в действующем законодательстве, так и в новом Налоговом кодексе однозначно предусмотрено, что принятие налоговой декларации — это обязанность налогового органа. Декларации должны приниматься без предварительной проверки заявленных в ней показателей. А что происходит на практике — все итак знают.

Последние два года сфера отношений «бизнес — налоговые органы» переживает очередную стадию ужесточения не в пользу бизнеса. Если два-три года тому назад налогоплательщик, считавший действия налоговых органов незаконными, мог рассчитывать на защиту со стороны вышестоящих структур (областная налоговая администрация и ГНАУ), то сегодня на справедливость в системе ГНС уже никто не рассчитывает. Да и о какой справедливости можно говорить, если главной задачей налоговиков является наполнение бюджета? Для должного выполнения налоговыми органами этой задачи государство часто наделяет фискалов беспрецедентными полномочиями, и не всегда адекватно реагирует на масштабные злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими правами. Принятый Налоговый кодекс является хорошей иллюстрацией сказанного выше. Статьей 20 Кодекса более чем в два раза увеличивается перечень прав налоговых органов по сравнению с тем перечнем, который содержится в ст.11 действующего Закона «О государственной налоговой службе в Украине». Вероятно, разработчики НК посчитали, что сегодня налоговики не очень сильны в борьбе с нарушителями налогового законодательства, и их права необходимо расширить. В Налоговом кодексе, в частности, легализированы некоторые методы работы налоговиков, применяемые фискалами и раньше, но без достаточных правовых оснований. Таким методом является, к примеру, контрольная закупка (контрольная расчетная операция).

Удивительно только, почему наряду с этими методами работы не узаконили другие известные всем методы «положительного» для бюджета воздействия органов ГНС на налогоплательщиков, к примеру, установление уровня налоговой нагрузки, согласование показателей налоговой декларации при ее подаче налогоплательщиком?

До недавнего времени настойчивые налогоплательщики, не желающие идти на компромиссы с фискалами, с большой долей вероятности могли рассчитывать на справедливость административных судов. Статистика решений по судебным спорам между налогоплательщиками и органами ГНС была явно не в пользу последних. За последние полтора-два года счет «в игре» выровнялся, а в последнее время количество судебных решений в пользу налоговых органов заметно увеличилось. Доблестные юристы ГНАУ регулярно извещают начальство и общественность о своих успехах, а процент «правильных» решений, по их данным, уверенно стремится к абсолюту. При этом, как и в прошлые годы, большинство предпринимателей и предприятий не готовы к судебным разбирательствам с налоговыми органами. Это хлопотно, требует определенных затрат.

Нужно признать, что с судебной системой у нас не все в порядке. Особенно сложно судится по вопросам, в которых пересекаются интересы бюджета с интересами частного капитала. Но обжаловать неправомерные решения налоговых органов не только можно, но и нужно. В случае если налогоплательщик действительно прав, то добиться позитивного решения суда удается в подавляющем большинстве случаев. Для этого не нужно ходить к «специалистам», которые «решают вопросы», и, тем более, не стоит консультироваться по вопросам налоговых споров с действующими или бывшими работниками налоговой инспекции, налоговой милиции. Последние могут вам рассказать историю о том, как в городе N было уволено уже десять судей административного суда, которые выносили решения не в пользу органов ГНС, или другую неправдивую историю, иллюстрирующую бесперспективность судебных тяжб с налоговыми органами. Такие истории — элемент конструктивной для бюджета и убийственной для становления правового государства информационной политики.

И все же, любые проблемы проще предотвратить, чем потом заниматься их решением. Так же и проблемы с налоговыми органами. Есть один надежный способ избежать проблем с законом из-за нарушения налогового законодательства — не нарушать законодательство о налогообложении.

Означает ли это, что необходимо платить много налогов, причем с каждым разом все больше и больше соразмерно росту аппетитов местной налоговой инспекции? Нет, не означает. Объем уплачиваемых налогов можно уменьшать, используя налоговое планирование и законные методы оптимизации налогообложения. Возьмем, к примеру, собственника фирмы среднего уровня доходов, с небольшим количеством работников, который занимается розничной торговлей, а также оказывает услуги перевозки грузов автомобильным транспортом, и планирует за весь следующий год заработать «грязными» (валовой доход) 5 миллионов гривен. Если в 2011 году этот предприниматель продолжит осуществлять хозяйственную деятельность с одним юридическим лицом, он уплатит за год, как минимум, 40–50 тыс. грн. только налога на прибыль. Если же он зарегистрирует еще одну фирму, на которую переведет часть операций (например, перевозки), то в следующем году он с большой долей вероятности вообще не уплатит налог на прибыль, так как сможет воспользоваться льготной, нулевой ставкой этого налога по каждому из предприятий. При этом никто не упрекнет такого предпринимателя в уклонении от уплаты налогов. В его действиях нет нарушений закона, а только законные методы оптимизации налогообложения.

Или же, к примеру, как обстоят дела у среднестатистического украинского импортера? Получив у покупателя аванс на поставляемое оборудование, импортер на сумму аванса приобретает на межбанке иностранную валюту и отправляет ее нерезиденту. При этом налоговые обязательства по НДС на сумму полученного аванса возникают в момент получения суммы на расчетный счет, а право на налоговый кредит импортер получит только после таможенного оформления приобретенного оборудования — по дате оформления грузовой таможенной декларации. Но сумма НДС в периоде получения аванса должна быть уплачена в бюджет, несмотря на то, что средства «ушли» за границу нерезиденту. В то же время, если вместо договора поставки применить договор комиссии, то удастся избежать уплаты НДС в периоде получения аванса.

В отношении сказанного выше существует ставшее уже классическим утверждение судьи Верховного Суда США Дж. Сандерленд: «Право налогоплательщика избегать уплаты налогов с использованием всех разрешенных законом способов никем не может быть оспорено. Каждый имеет право вести свои финансовые дела таким образом, чтобы свести соответствующие платежи к минимуму…»

Параллельно с законными методами оптимизации налогообложения многие предприятия используют полулегальные способы уменьшения налоговых платежей или вообще «запрещенные приемы» минимизации налогов. Особенность и тех, и других заключается в том, что они изучены «вдоль и поперек» не только бизнесменами, но и налоговыми органами. А это означает, что в ходе проверки к такого рода операциям у ревизоров обязательно будут вопросы, и снятие налогового кредита или проблемных валовых расходов по таким операциям — практически гарантировано. В последние годы налогоплательщикам становится все сложнее отстоять в суде свои интересы в споре с налоговыми органами по таким проблемным вопросам, как налоговый кредит от «фиктивных» контрагентов, операции с признаками бестоварных, консалтинговые, маркетинговые и прочие подобные услуги на большие суммы с минимальным набором первичных и других подтверждающих документов. Поэтому к вопросу налогового планирования деятельности предприятия необходимо подходить максимально ответственно.

Для получения дополнительной информации связывайтесь с менеджером компании:

Киевский центр поддержки и развития бизнеса

(044) 361-84-30, 362-24-37
Не забудьте сообщить, что Вы звоните с портала TRAINING.COM.UA
Отметить результат звонка?
Электронная почта:  Отправить сообщение
Контактное лицо: менеджер Соболь Алексей
X

ХОРОШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!

Сегодня действует скидка 3%

практикум

"Налоговое планирование и оптимизация налогообложения"


Связанные мероприятия
Дата и город проведения Название мероприятия Стоимость и скидка

14 февраля 2020
Киев
[практикум]   Гарный Дмитрий, Томашевская Александра, Ерохин Константин

Бизнес-семинар, ориентированный на собственников бизнеса, руководителей, финдиров, бухгалтеров и юристов. За счет ограничения количества слушателей мы гарантируем участникам семинара возможность получать ответы на индивидуальные вопросы по ходу мероприятия

2950 грн.
- 3%

Читайте другие пресс-релизы:
Веселые старты [Консалтинговая группа "Живое Дело"]
 → Перейти в раздел "Пресс-релизы"
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по налогообложению в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.

 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2020, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua