Менеджерское пророчество: что это и как оно влияет на компанию

Компания: TRAINING.COM.UA

Бизнес-тренер и соучредитель компании D&Y Юлия Кирилюк рассказала о том, как представления менеджеров о своих подчиненных влияют на их поступки и отношение к работе, а также поделилась алгоритмом самоосуществляющегося пророчества.

Менеджерское пророчество: что это и как оно влияет на компанию
Менеджерское пророчество: что это и как оно влияет на компанию

Скоро все мы будем праздновать завершение еще одного года. Или начало следующего года? Согласитесь, есть разница — провожать или встречать. Другой характер, другие переживания.

Провожаем — что-то завершилось, не вернется, не повторится. Встречаем — радость, новизна, интерес. Сам факт праздника от этого не меняется. Сам день 31 декабря не имеет характера или эмоциональной окраски. Все в жизни мы разукрашиваем сами. Придаем всему свой смысл и свои переживания. И вот тогда это становится реальностью.

Переживания по поводу надвигающихся экзаменов абсолютно реальны, так как созданы студентом и на эти переживания тратится больше сил, чем на саму подготовку к экзаменам. А клиент, которого мы считаем «сложным», обязательно откажется от наших услуг, поскольку на подготовку к «обороне» и тревожность по этому поводу у нас уйдет много сил, но мы хорошо подготовимся и выдадим клиенту все признаки своей «оборонительной позиции» вместо доброжелательности и готовности быть с ним «до конца, в радости и горе».

То, о чем мы сейчас говорим, У. А. Томас, глава американских социологов, сформулировал как теорему о реальности ситуаций: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны в своих последствиях». Эта теория сегодня имеет основополагающее значение для общественных наук.

В 1957 году Роберт Кинг Мертон, выдающийся социолог XX века, сформулировал эффекты закона Томаса как «самоосуществление пророчества». Самоосуществляющееся пророчество — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.

Эффекты самоосуществления пророчества настолько общи, что у каждого из нас найдется свой любимый пример. Они бывают как пророчества с позитивными, так и с негативными последствиями.

В своей книге «Социальная теория и социальная структура» Р. К. Мертон приводит пример о неизбежности войны между двумя нациями. И вот как он это описывает. Представители двух наций, руководствуясь такими убеждениями, постепенно отчуждаются друг от друга, с опасением противопоставляя каждому «агрессивному» шагу другого собственные «оборонительные» шаги. Запасы оружия, сырья и вооруженные силы чрезвычайно возрастают, и неизбежное предчувствие войны способствует ее реальному началу. «Систематическое осуждение конкурирующих групп в основном не зависит от того, что они делают», — говорит Мертон.

Чтобы понять, как это работает, он предлагает рассмотреть моральную алхимию, с помощью которой добродетель легко превращается в порок, а порок — в добродетель, как того требуют обстоятельства. И вот как предлагает рассуждать автор. Начинаем с привлекательно простой формулы моральной алхимии: следует по-разному оценивать одно и то же поведение в зависимости от того, какой человек демонстрирует его. Например, искусный алхимик знает, что слово «решительный» нужно склонять следующим образом:

Я — настойчивый; Ты — упрямый; Он — тупой. Можем продолжить: Мы — амбициозные; Вы — напористые; Они — наглые.

Люди, не искушенные в навыках такой науки, скажут вам, что одно и то же слово следует применить ко всем трем примерам одинакового поведения. Но алхимики просто не обратят внимания на такой абсурд.

Принимая во внимание такой опыт, мы готовы проследить, как оценка сходного поведения претерпевает полное изменение в зависимости от обстоятельств и желаемой реальности. Итак, как же работает этот механизм?

Автор теории говорит о том, что в начале самоосуществление пророчества является ложным определением ситуации, провоцирующим новое поведение, при котором первоначальное ложное представление становится истинным. Другими словами, мы создаем завершенную ситуацию в тот момент, когда оценили ее и создали в своем представлении. При этом у нас всегда есть объяснение рациональности нашей оценки…

Читать полный текст статьи «Менеджерское пророчество: что это и как оно влияет на компанию».

Для получения дополнительной информации связывайтесь с менеджером компании:

TRAINING.COM.UA

(044) 501-28-69
Не забудьте сообщить, что Вы звоните с портала TRAINING.COM.UA
Отметить результат звонка?
Электронная почта:  Отправить сообщение
Пресс-релизы компании TRAINING.COM.UA:
Читайте другие пресс-релизы:
 → Перейти в раздел "Пресс-релизы"
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по стратегическому менеджменту в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.

 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2020, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua