Коучинг - инструмент возможностей

Компания: TRAINING.COM.UA

«Коучинг — это инструмент, предполагающий определенную готовность к его применению. Прежде всего — готовность к изменениям и ответственности за свои выборы», — говорит Наталья Задоя, специалист по обучению и развитию персонала компании «БаДМ». 15 ноября она выступит с кейсом на конференции HRM.UA.

Коучинг - инструмент возможностей
Коучинг - инструмент возможностей

«Т»: Наталья, в чем, по Вашему мнению, ключевые отличия коучинга от других методов развития личности и организации?

Н.З.: На мой взгляд, коучинг — это инструмент, предполагающий все-таки определенную готовность к его применению. Прежде всего — готовность к изменениям и ответственности за свои выборы. И ключевое — это отсутствие готовых рецептов, а исследование ситуации и возможностей ее изменения.

«Т»: Насколько эффективен коучинг в развитии личности и организации?

Н.З.: Если исходить из тезиса, что эффективность — это соотношение результатов и времени, затраченного на их получение, то я думаю, что близко к 100%. Ведь основная задача коуча — быть проводником изменений. Человек может развиваться и без помощи коуча, существуют десятки и даже сотни инструментов и ситуаций. Но с коучем этот процесс становится осознанным, увлекательным и однозначно — более скоростным.

«Т»: При каких условиях стоит внедрять коучинг в организации?

Н.З.: Я думаю, что стоит принимать во внимание тот этап, который проходит компания в своем развитии в данный момент, те цели, которые руководители ставят перед компанией и, соответственно, ее сотрудниками, а также — степень заинтересованности в получении новых результатов. Поэтому в первую очередь я бы обращала внимание на те запросы, которые звучат от руководителей — чего они хотят и с какими сложностями сталкиваются при реализации этих намерений.

Кроме того, важен такой аспект корпоративной культуры как доминирующий стиль управления в Компании. Если руководитель не готов применять, хотя бы иногда, демократический стиль управления, то коучинг не внедрится.

Основная почва для коучинга, по моему мнению, это неудовлетворенность существующими результатами у ключевых лиц компании, их готовность самим что-то с этим делать.

«Т»: При каких условиях коучинг внедрять не целесообразно?

Н.З.: Бесполезно внедрять коучинг, когда для руководства это — «модная фишка», когда звучат запросы: «сделайте что-то с моими сотрудниками, приведите их в чувство. А со мной — все окей». Также, если в компании есть некая успокоенность достижениями, или напротив, масса энергии тратится на выяснение отношений, а не на достижение результатов.

«Т»: Какие задачи коучинг помогает решить в организации?

Н.З.: Самые разные! Начиная от глобальных — создание Миссии и Философии, или чуть менее масштабных — создания Видения перспектив какого-либо направления; и заканчивая индивидуальными — «сдвиг с мертвой точки» ситуации с клиентом. А еще — помогает внести в напряженные рабочие будни радость от возможностей и вариантов решения вопросов, расширить рамки и выйти из «закрашенного угла».

«Т»: Какие преимущества коучинг может дать развивающемуся бизнесу?

Н.З.: Создание новых идей/форматов/продуктов в бизнесе, увеличение скорости реализации идей, вовлечение сотрудников в процесс инициации и внедрения нововведений, увеличение осознанности и ответственности за результат.

«Т»: В каком формате коучинг наиболее приемлем, эффективен в компании?

Н.З.: По нашему опыту, эффективнее двигаться «сверху вниз» от руководителей — к подчиненным. Индивидуальные сессии с руководителями, обучение их основным инструментам коучинга, командный коучинг, а затем — индивидуальные сессии с подчиненными.

«Т»: Как Вы считаете, кто должен заниматься внедрением коучинга (HR, руководитель, внешний специалист и т. д.)?

Н.З.: Однозначно, человек, понимающий, что представляет собой сам коучинг. Сейчас модно этим словом называть очень разные формы консультирования — от психотерапии (чтобы не пугать людей приставкой «психо») до экспертной консультации по какому-либо вопросу. Лучше, если это будет человек, внешний относительно отдельных подразделений (в данном случае может быть и специалист отдела HR), или внешний относительно всей организации. А еще лучше — когда этих специалистов несколько.

«Т»: Сколько времени занимает внедрение коучинга в организации?

Н.З.: Сложно сказать. По нашему опыту — около года. Но, думаю, есть и другие варианты.

«Т»: С какими трудностями можно столкнуться при внедрении коучинга?

Н.З.: Первая и, я бы сказала, основная сложность, с которой мы столкнулись, — очень тяжело было раскачать «хотелки» руководителей. У каждого, конечно, было видение решения ситуации, но, как правило — одно-два. И большинство исходило из прошлого опыта, а не из потенциальных возможностей. Были также трудности с изменениями в подходах и стилях руководства подчиненными. Важно было укрепить понимание, что все изменения вовне начинаются с изменений в себе. Огромный пласт работы, которая во многом длится до сих пор.

Стоит поддерживать изменения даже после первых результатов. Потому что любой человек склонен скатываться в привычные модели поведения, и важно помогать удерживать то большее, ради чего стоит продолжать меняться.

«Т»: Сколько компании будет стоить внедрение коучинга?

Н.З.: Это будет стоить большого количества привычек, временных затрат на уборку внутренних и внешних завалов, придется пожертвовать стандартными схемами и недоверием.

Если говорить о деньгах — у нас не было отдельного бюджета на внедрение. Коучинг был вписан в существующую систему обучения, но временные затраты были увеличены — были добавлены часы коуч-сессий руководителей. Возвратные инвестиции мы не считали.

«Т»: По Вашему опыту, как сотрудники реагируют на применение коучинговых инструментов в управлении?

Н.З.: Сначала напрягаются, потом удивляются, потом заинтересовываются, потом воодушевляются! Очень по-разному реагируют, тут важно, чтобы был создан запрос и договоренности о том, что, как и в каких случаях будет применяться.

«Т»: Что нужно для того, чтобы стать успешным коучем?

Н.З.: Просто захотеть этого! И после этого искренне ответить на чудесные коучинговые вопросы. Понять — зачем тебе это нужно и что для тебя «успешный» коуч, чем будет измеряться успех? Какую ценность это позволит проявить? Что самое важное сможет произойти, когда ты станешь успешным коучем? Какие ключевые шаги необходимо сделать, чтобы реализовать желаемое? Кто или что может тебя поддержать?

«Т»: По Вашему мнению, что самое главное в коучинге?

Н.З.: Умение слышать, создание и поддержание атмосферы партнерства, вера в возможности другого человека.

«Т»: Можно ли стать коучем без соответствующего образования?

Н.З.: Думаю, все же лучше получить соответствующее образование. Очень важно понимать возможности и ограничения инструмента, саму структуру коуч-сессии и основные принципы. Их бесполезно заучивать наизусть, их нужно прожить и разделить. То есть сделать их частью своей жизненной философии.

Я знаю людей, которые применяют инструменты коучинга, не имея образования. И применяют достаточно эффективно. Но эти же люди говорят о том, что им хочется более системного понимания и использования, и в перспективе они рассматривают возможность получения специализированного обучения.

«Т»: Что лично Вам дал коучинг?

Н.З.: Сложно все перечислить на самом деле. Это и вдохновение для поиска новых возможностей — как в работе, так и в жизни в целом. Это «узнавание» вызовов, которые помогают сделать огромные шаги вперед. Это доверие — себе, другим, миру.

Когда начинаешь работать в коучинге — и как коуч, и как клиент, это становится частью тебя, это меняет угол зрения на жизнь, это дает мощные инструменты осознания и трансформации. А самое важное — это меняет «прошивку» и создает позицию Возможностей.

СПРАВКА

О докладчике

Наталья Задоя — специалист по обучению и развитию персонала, ООО «БаДМ».

Тема кейса: «Коучинг-подход в управлении компанией».

О конференции

Практическая конференция «Коучинг-подход в управлении компанией», состоится 15 ноября в Киеве.

Редакция журнала HRMagazine инициировала поиск и анализ различных подходов к использованию коучинга в управлении компанией. Лучшие кейсы будут представлены на конференции «Коучинг-подход в управлении компанией».

Также участников конференции ожидает серия мастер-классов по наиболее актуальным коучинговым инструментам от экспертов HR-консалтинга.

Для получения дополнительной информации связывайтесь с менеджером компании:

TRAINING.COM.UA

(044) 501-28-69
Не забудьте сообщить, что Вы звоните с портала TRAINING.COM.UA
Отметить результат звонка?
Электронная почта:  Отправить сообщение
Пресс-релизы компании TRAINING.COM.UA:
Читайте другие пресс-релизы:
Полгода для PMP сертификации по четвертой редакции PMBoK [Технологии Управления Спайдер Украина]
 → Перейти в раздел "Пресс-релизы"
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по коучингу в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.

 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-8472, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua