Проверка на прочность

Автор: Николай Сорока Источник: портал Тренинги в Украине
Компания: Training For Business Медиа:   Галерея  

Бизнес-тренер на сегодняшний момент одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий. С другой стороны, это звание подразумевает большую ответственность перед заказчиками. О том, как проходят проверку на прочность и доказывают свое право называться бизнес-тренерами выпускники Школы Тренеров Оксаны Грабар — в репортаже нашего журналиста.

Проверка на прочность
Проверка на прочность

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей
Вольтер

Украинский тренинговый рынок сравнительно молод, и у нас сама собой сложилась такая тенденция, что любой желающий, при наличии определенного опыта, а то и без него, может смело называть себя бизнес-тренером, организовывать программы и чему-нибудь учить.

К счастью, по мере накопления опыта работы с различными тренерами, заказчики стали более требовательны и внимательны при выборе провайдеров, и, как результат, появились надежные поставщики качественных образовательных услуг, дорожащие своим именем и ориентированные на получение результатов.

Введение сертификации тренеров было следующим шагом к тому, чтобы сделать рынок более цивилизованным. При этом многие компании стали выдавать сертификаты только за то, что участник просто прошел тренинг для тренеров, получив общие понятия о будущей профессии. К сожалению, о том, чему и как будет учить такой тренер, организаторы подобных тренингов особо не задумывались.

Другие же школы тренеров выбрали более сложный, но в то же время и более перспективный путь, и серьезно отнеслись к обучению будущих украинских тренеров. Школа Тренеров Оксаны Грабар — одна из первых ввела прозрачную и объективную процедуру сертификации начинающих тренеров, о ней и пойдет речь в этой статье.

О Школе

Естественно, в данный момент нет технологии, которая бы гарантированно смогла бы за короткий срок сделать профессионального тренера из любого желающего, так как большинство качеств и навыков он развивает и вырабатывает в процессе своей деятельности.

При этом есть несколько ключевых моментов в становлении тренера, которыми необходимо овладеть в самом начале карьеры и активно их развивать. Именно такой подход подразумевает программа Школы Тренеров Оксаны Грабар.

Введение сертификации было следующим шагом к тому, чтобы сделать рынок тренингов более цивилизованным

«Если провести параллель между начинающим тренером и грудным ребенком (а когда мы осваиваем что-либо новое, мы находимся в похожем состоянии), то прикорм, как известно, ребенку вводят постепенно. Точно также и обучение тренерскому мастерству просто обязано быть построено по формуле „от простого к сложному“: сначала основы, а уж потом более глубинные аспекты и нюансы. Вместе с ростом тренера взрослеет и его „меню“.

Поэтому основная задача Школы Тренеров — обеспечить тренера фундаментальными знаниями, сформировать определенные умения для самостоятельной подготовки и проведения тренинга и задать нужный курс для дальнейшего развития», — отметила Оксана Грабар.

Школа представляет собой пятидневный интенсив-курс, на котором участники осваивают пять базовых элементов, необходимых для начинающих тренеров:

1. Введение в профессию «бизнес-тренер». Тренинг как форма обучения. Анализ потребностей в обучении и предтренинговая диагностика.

2. Построение структуры и информационное наполнение тренинга. Методы работы в тренинге. Подготовка помещения и материалов для тренинга.

3. Проведение тренинга — навыки публичных выступлений.

4. Проведение тренинга — навык работы с группой. Мотивация на обучение. Работа с «трудными участниками».

5. Оценка эффективности тренинга. Посттренинговое сопровождение.

Каждый день обучения участники с интересом открывают новую дверь в большом и светлом доме под названием «Школа Тренеров», и с удовольствием тренируют ключевые профессиональные компетенции.

Грабар Оксана, бизнес-тренер, коуч, консультант, руководитель компании «Trainings For Business»
Грабар Оксана, бизнес-тренер, коуч, консультант, руководитель компании «Trainings For Business»

Программа Школы сконцентрирована на практическом применении получаемой информации и инструментария: начинающие тренеры работают над проектами своих будущих тренингов, и по окончании имеют на руках детально прописанный сценарий, по которому они уже через 2–3 недели после обучения могут вести свою программу.

Сертификация: проверка на прочность

Сертификация — заключительный этап Школы Тренеров, цель которого проверить теоретические и практические навыки разработки и ведения тренингов, полученные студентами по прохождению программы.
«Сертификация для участников Школы — это не завершение, а только начало тренерского пути, — замечает Оксана Грабар. — Мы можем только догадываться, как тот или иной участник будет или не будет использовать полученные знания.

При этом мы дорожим репутацией Школы и сертифицируем только тех, кто действительно соответствует стандартам тренерского мастерства компании „Trainings For Business“. При разработке критериев оценки и тренерских компетенций мы изучили стандарты зарубежных организаций, проанализировали свой опыт и требования украинского рынка, и, структурировав имеющуюся информацию, получили 8 групп тренерских навыков (компетенций). Среди которых:

1. Презентационные навыки
2. Эмоциональная компетентность
3. Работа с группой
4. Структура тренинга, блока
5. Содержание тренинга
6. Управление временем
7. Разнообразие методов обучения (активности)
8. Использование технических средств

Тренер, который продемонстрировал характеристики каждой группы компетенций, может получить сертификат бизнес-тренера».

Для того чтобы процесс сертификации проходил максимально прозрачно и объективно, для каждой сертификации организаторами формируется комиссия, состоящая из нескольких независимых экспертов в области обучения и развития персонала во главе с Оксаной Грабар. За прошедшую осень среди членов комиссии побывали специалисты из компаний Мир Техники, Медокеми ЛТД, Киевский Витаминный Завод, UniCredit.

Если вы стали тренером, то знайте, что теперь вы никогда не вернетесь в зону комфорта

Сертификация, как правило, состоит из двух частей. В первой части будущие тренеры проходят экспресс-тест теоретических знаний по модулям Школы. На первый взгляд, тест довольно прост и включает в себя как общие вопросы (например, какими качествами и навыками обязан обладать успешный бизнес-тренер) так и профессиональные (например, как работать с возражениями участников тренинга или определить тренинговое или нетренинговое решение предлагать заказчику). Участники заметно оживились, когда быстро просмотрели задания и взялись за работу. Здесь их ожидал первый сюрприз и осознание всей серьезности происходящего — в некоторых заданиях участникам пришлось очень тщательно выбирать ответы. Впрочем, за отведенное на тест время, с заданием справились все студенты.

После прохождения теста участникам необходимо было презентовать часть своего будущего тренинга, демонстрируя комиссии максимальное количество навыков и знаний, полученных в Школе. Комиссия оценивала участников по 26 параметрам, среди которых были презентационные навыки, умение работать с группой через вопросы, выстраивать структуру блока, мотивировать группу на обучение и вовлекать в работу, ставить четкие задачи группе, использовать технические средства и многие другие.

Но и это ещё не все. Наверняка, в памяти каждого практикующего тренера осталась первая встреча с настоящим кошмаром — сложным участником. Не смотря на солидный возраст и должность, эти участники ведут себя как школьники: привлекают к себе внимание, перебивают тренера, высказывают свое «авторитетное» мнение или вовсе хамят. Такие выходки часто разрушают атмосферу тренинга, демотивируют группу и доводят до белого каления даже самого спокойного тренера.

Комиссия на сертификации взяла на себя роль как раз сложных участников. Не смотря на «провокации» с ее стороны, большинство будущих тренеров все же с честью смогли пройти это нелегкое испытание: они держали себя в руках, не «включались» эмоционально, смогли вернуть себе инициативу и вывести диалог в конструктивное русло.

Отдельно хочется выделить интересный инструмент — видеозапись с первого дня обучения в Школе Тренеров, с помощью которого комиссия оценивала динамику изменений каждого участника. Чаще всего, конечно же, тренеры демонстрировали значительный рост в своих презентационных навыках — после прохождения тренинга их движения стали более контролируемыми, речь более внятной, а взгляд не «плавал» по аудитории, большинство смогли продемонстрировать умение четко и внятно донести информацию до студентов, не утратив энергичности и харизмы.

Сертификация для выпускников Школы — это не завершение, а только начало тренерского пути
Сертификация для выпускников Школы — это не завершение, а только начало тренерского пути

После презентации тренинга, участники получали обратную связь от каждого члена комиссии о положительных моментах презентации и о том, над чем стоит поработать. К слову, этот момент в сертификации был одним из самых важных и ценных — начинающие тренеры смогли получить рекомендации от коллег-профессионалов, у которых за плечами многолетний опыт работы.

По окончании тренинга и в зависимости от набранных на сертификации баллов, участники получали сертификат в одном из трех вариантов:

  • — тренер бизнес-программ
  • — ведущий семинаров
  • — сертификат участия в Школе Тренеров

К сожалению, на этот раз не все студенты прошли сертификацию: двое получили — сертификаты ведущих семинаров. Один из участников не смог справиться с волнением и отказался проходить сертификацию. Впрочем, и у него есть шанс — в начале апреля стартует новая программа и в мае пройдет очередная сертификация, на которой он сможет доказать, что достоин звания бизнес-тренера.

Не смотря на всю серьезность и официальность сертификации, в аудитории все же царила атмосфера позитива и сотрудничества — участники морально поддерживали своих товарищей, а строгая комиссия искренне желала помочь будущим тренерам и в целом была настроена благожелательно.

Начало пути

Как отметила Оксана Грабар: «Если вы стали тренером, то знайте, что вы теперь никогда не вернетесь в зону комфорта». Сертификация — это только начало длинного пути, на котором тренеру придется еще много чего пережить и много чему научиться.

Чаще всего именно первые шаги тренера самые трудные и здесь Школа Тренеров также позаботилась о своих выпускниках: у каждого есть возможность стажировки в качестве ассистента на тренинге, по тематике которого он сертифицировался. Кроме того, в течении трех месяцев после окончания, выпускники могут воспользоваться поддержкой Школы: пообщаться с тренером, воспользоваться коуч-сессией при разработке своего тренинга и получить рекомендации по дальнейшему развитию.

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА
Евгения Махортова, бизнес-тренер

Евгения Махортова,
бизнес-тренер

Профессия «тренер» для меня — это, прежде всего, бесконечный путь развития и возможность помочь людям. Помочь разобраться в себе, что-то осознать и получить под свой запрос необходимый инструментарий. Цель стать тренером пришла не сразу.

Сначала была острая необходимость как-то связать между собой психологическое образование и бизнес направленность, т. к. предыдущая позиция подразумевала только бизнес процессы, а вторая составляющая оставалась незадействованной и рвалась наружу.

Школа тренеров Оксаны Грабар — это гораздо больше, чем навыковый тренинг для тренеров. Это не просто полученные знания и умения, это глубокая личностная работа, работа с собой и мощное осознание своей доли ответственности за все, что ты делаешь, как в профессиональной сфере, так и в личной. Так было для меня. Бесспорно, сама модель обучения в школе построена настолько эффективно, что в первый рабочий день после школы хотелось сразу применить полученное.

Школа тренеров Оксаны Грабар — это основа, фундамент, причем залитый очень качественным и прочным раствором, и каждый тренер уже самостоятельно, кирпичик за кирпичиком, будет строить свой «дом тренерства». И какие будут это строения — уже зависит от каждого выпускника.

В отношении ценных инструментов, выделить что-то конкретно довольно сложно, т. к. приобретенные нами знания и умения дают наибольшую эффективность именно в комплексе. Невозможно представить себе тренера, не владеющего навыками публичного выступления или умеющего только задавать вопросы либо проводить предтренинговую диагностику.

В своей последующей практике я обязательно буду использовать знания об основных стадиях динамики группы, как строить тренинг с учетом типов обучения участников, как выявлять потребность в обучении (что можно решить с помощью тренинга, а что не является тренинговым решением), а также навыки публичных выступлений (особенно использование жестов и голоса).

Ольга Скакодуб, бизнес-тренер

Ольга Скакодуб,
бизнес-тренер

Больше всего в работе тренера привлекает то, что необходимо постоянно совершенствоваться самому, постоянно расширять зону комфорта.

Я всегда хотела помогать людям воспринимать окружающий мир по-новому, действовать более эффективно. Убеждена, что развитие и совершенствование являются одними из основных задач человечества.

Тренинг мне помог, возможно, больше, чем другим участникам. До тренинга у меня не было серьезного опыта публичных выступлений и, тем более, опыта проведения тренингов. Знания, полученные в Школе тренеров, помогли мне выработать спокойствие и уверенность в себе. Сейчас мои выступления стали более профессиональными.

Это стало возможным благодаря лояльному отношению, как тренера, так и всех участников Школы. Спасибо Оксане Грабар, она отличный образец для подражания, тренер с громадным опытом, харизмой и желанием делиться своими знаниями с другими. Теперь я знаю, как должен работать эффективный тренер. И для меня самая главная работа по отработке и совершенствованию навыков, конечно же, впереди.

В отношении ценных инструментов, полученных на тренинге, я считаю, что мне очень поможет цикл обучения Дэвида Колба, и я буду обязательно использовать его при построении программы тренинга. Также для первичного этапа создания программы удобен метод «монтажного стола».

Особенно важно предоставление обратной связи высокого качества. Это помогает участникам тренинга лучше понять материал и правильно выработать новые навыки. И, конечно же, я буду использовать работу с группой через вопросы.

Ольга Гулая, член сертификационной комиссии Школы Тренеров

Ольга Гулая,
член сертификационной комиссии Школы Тренеров

Среди важных для бизнес-тренера личных и профессиональных качеств, которые мы оцениваем у тренеров на сертификации, я хочу отметить харизматичность, уважение к людям, логику, ответственность, честность, стрессоустойчивость, поведенческую гибкость, терпение, артистизм, позитивное мышление, чувство меры, вкуса и юмора.

Если говорить об умениях, конечно, это обеспечение практичности предлагаемых решений, ориентация на клиента, управление групповой динамикой и временем, мотивация участников на обучение, презентационные навыки, системность изложения материала, предоставление качественной обратной связи.

Обучение у Оксаны Грабар, безусловно, помогает развивать эти качества. Сама программа Школы тренеров нацелена на развитие и совершенствование не только профессиональных компетенций, но и личных качеств начинающих и уже практикующих бизнес-тренеров.

Пять дней интенсивной работы, полное погружение в практический процесс, ежедневные домашние задания, наконец, еще один день полноценной сертификации — с тестами, подготовленным к работе скриптом, проведением демо-версии тренинга. Плюс ко всему ответы на самые разные, порой даже каверзные вопросы членов комиссии, в составе которой независимые эксперты-практики. И все знания и навыки нужно демонстрировать, что называется, «вживую», с первого дубля. Для участников Школы — это проверка на прочность, выносливость, моральную устойчивость.

Те участники Школы, которые работают над собой, оттачивают полученные знания и умения, не бояться экспериментировать, менять стереотипы, настойчивы в желании добиться нужного уровня профессионализма, демонстрируют колоссальную динамику. Поскольку вначале обучения проводится видеосъемка всех участников, при сертификации у членов комиссии есть возможность сравнить каждого, так сказать, с самим собой до и после обучения в Школе тренеров. И подчас, изменения очень существенны, что вызывает искреннее уважение.

Не смотря на то, что самообучением бизнес-тренеру заниматься можно и нужно и, причем, постоянно, тем не менее, я убеждена, что обучение в Школе тренеров все же необходимо. Здесь участники не только получают знания и формируют навыки, но и имеют возможность оценить свои компетенции, проанализировать свои слабые стороны, посмотреть, как это делают коллеги, наметить зоны развития, пройти проверку на прочность и заложить крепкий фундамент для своего тренерского роста.

Фотоотчет с сертификации Школы Тренеров Оксаны Грабар
(47 фото)  Дата добавления: 16 января 2012
Фотоотчет с сертификации Школы Тренеров Оксаны Грабар

26 декабря в компании Trainings For Business прошла сертификация выпускников Школы Тренеров Оксаны Грабар.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Философия коучинга, или Как стать настоящим коучем 23 января 2012
Тренерские секреты. Как уберечься от ошибок 16 января 2012
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы комплексные программы для HR-специалиста в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2019, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua