Новое видение: уроки Леонардо да Винчи

Автор: Ольга Таций Источник: портал Тренинги в Украине
Медиа:   Галерея  

«Всегда будет потребность справляться с границами. Поэтому нужно осознавать все происходящее, чтобы знать, как именно пересечь эти границы», — уверен Франческо Д’Априле, бизнес-консультант, вице-президент ICMCI (International Council of Management Consulting Institutes), Международного института консультантов по управлению. Подробнее о том, как развивать умение мыслить креативно в репортаже с мастер-класса специально для читателей Training.com.ua.

Новое видение: уроки Леонардо да Винчи
Новое видение: уроки Леонардо да Винчи

«Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»
Леонардо да Винчи

Ренессанс: эпоха, изменившая способ мышления людей

В эпоху Возрождения была создана прекрасная почва для раскрытия творческого потенциала ее талантливых современников. Формирование буржуазного индивидуализма и в то же время разгул инквизиции и раскол католической церкви только способствовали возникновению парадоксальных открытий. Оковы Средневековья были разбиты идеями гуманистов. Как результат, великие умы, покорно ждавшие своего времени, одарили Европу, изголодавшуюся по прекрасному, своими уникальными творениями и находками.

Именно в это время возник принцип «природосообразности», характеризующий материалистическое истолкование законов природы; человек стал рассматриваться как венец Природы, а деятельность его характеризовалась рационализмом (человек познает себя и природу благодаря Разуму).

Креативное мышление — «спасательный круг» для организаций, попавших в жернова финансово-экономического кризиса

На волне этих новшеств было сделано одно из открытий практического творчества человека, до этого ускользнувшее от внимания европейской культуры. Художественное творчество, не считавшееся самоценным в античности и средневековье, наконец-то заняло свою нишу. Более того, в условиях рационализации впервые об изобразительном искусстве заговорили как о предмете коммерции — успешным считался тот художник, который мог найти покупателя своему творению. Этот вид искусства признали как науку, а художник эпохи Возрождения считался еще и изобретателем.

К числу великих изобретателей того времени по праву относится Леонардо да Винчи. Художник, инженер, конструктор, анатом, ценитель искусства и критик — Леонардо да Винчи стал воплощением всего человеческого потенциала. Гений? Бесспорно. Но, прежде всего, неутомимый ученик с неисчерпаемым любопытством, великий экспериментатор и труженик.

К опыту да Винчи по сей день обращаются специалисты всех сфер, в которых художник проводил свои исследования. Не исключением стали и бизнес-консультанты, рекламисты и креативщики. «При определенном постоянстве кто угодно может достичь гениальности такого уровня», — говорит один из последователей идей Леонардо — Майкл Дж. Гелб, известный во всем мире автор и первопроходец в сфере креативного мышления, ускоренного обучения и инновационного лидерства, в своей книге «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи».

От Ренессанса к современному творчеству и инновациям

Современный мир дает нам как безграничные возможности, так и различные ограничения — плоды наслоившегося опыта предыдущих поколений. А потому именно сейчас, в нестабильный период, креативное мышление — «спасательный круг» для организаций, попавших в жернова финансово-экономического кризиса. «Сегодня хорошего управленческого подхода в бизнесе недостаточно, необходимо думать по-другому, особенно во времена кризиса», — говорит Франческо Д’Априле.

Спикер обратил внимание слушателей на изменения, которые происходят в мире и в бизнесе. «На глобальный рынок выходят новые игроки, которые быстро занимают новые ниши. Происходит перемещение сфер влияния — с запада на восток, переход от большого бизнеса к малому, от масс к нишам, от общего к частному, меняется ориентация с потребностей бизнеса на потребности клиента. Сегодня люди ищут не самую крупную, а самую лучшую компанию. Стремление улучшить качество влияет на стратегию компании, не зависимо от ее размеров. И это еще раз подтверждает то, что управленцам необходимо вносить изменения в видение рабочего процесса», — рассказывает г-н Д’Априли.

Франческо Д’Априле, бизнес-консультант, вице-президент ICMCI (International Council of Management Consulting Institutes), Международного института консультантов по управлению
Франческо Д’Априле, бизнес-консультант, вице-президент ICMCI (International Council of Management Consulting Institutes), Международного института консультантов по управлению

Изменения в мировой экономике, в мировоззрении современных людей приводит к открытию новых перспективных рынков, среди которых Франческо Д’Априли выделяет три основных: бизнес, ориентированный на женщин, экология и связь.

Говоря о связи, следует заметить, что стремление к расширению границ деятельности усиливает потребность в различных коммуникациях. Так, одним из примеров применения инноваций в бизнесе спикер приводит социальные сети Twitter, Facebook, блоги и т. д. Существует статистика, согласно которой 40% организаций, совершающих свою бизнес-деятельность, в частности, посредством социальных сетей, именно с этим связывают повышение своей прибыльности. В то же время нежелание внедрять инновации и страх топ-менеджеров перед применением новых технологий в бизнесе препятствуют росту этой тенденции.

Спикер акцентирует на том, что эти ноу-хау может позволить себе любая организация. А страх совершить ошибку — это еще один момент, тормозящий развитие компании. «Совершая ошибку, осознавая ее, мы переходим на новый уровень сознания, приобретаем бесценный опыт и глубокое понимание своей деятельности. Даже в обыденном разговоре не стоит разглагольствовать о своих успехах: полезнее рассказать о своих ошибках», — делится Франческо Д’Априле.

Леонардо да Винчи рекомендует

Леонардо да Винчи воплотил в себе те качества, которые представляют сущность потенциала человека. Г-н Франческо ознакомил участников мастер-класса с семью принципами успеха Леонардо да Винчи, которые составляют путь к раскрытию своего безграничного потенциала и креативного мышления. Чтобы применить эти методы, нужно постараться ответить на вопросы, указанные в скобках.

1. Любопытство: подход к жизни с ненасытным любопытством и безжалостным поиском для постоянного обучения новому. (Задаете ли вы себе правильные вопросы?)

2. Демонстрация: желание проверять знания на основе опыта, настойчивость, готовность учиться на ошибках. (Как можно улучшить вашу способность учиться на своих ошибках и опыте? Как вы можете развить способность к независимому мышлению?)

3. Восприятие: процесс «освежения» всех чувств и ощущений, как средство «оживить» жизненный опыт. (Каковы ваши планы насчет обострения ваших чувств? Сколько вам лет?)

Совершая ошибку, осознавая ее, мы переходим на новый уровень сознания, приобретаем бесценный опыт и глубокое понимание своей деятельности

4. Градиент: всеохватывающая двусмысленность, парадокс и неопределенность. (Как вы можете усилить способность творческого напряжения мысли, для того, чтобы осознать основные парадоксы жизни? Можете ли вы представить карту своей жизни с точки зрения Взаимосвязей (п. 7)?)

5. Искусство/Наука: балансировка науки и искусства, логики и фантазии, использование возможностей обоих полушарий мозга — создавать что-то новое, подключая логические способности и воображение. (Стараетесь ли вы соблюдать баланс науки и искусства на работе и дома?)

6. Вещественность: влияние нового мышления на образ жизни, на физическое состояние и т. д. (Как вы можете сохранять баланс души и тела?)

7. Взаимосвязи: признавать и ценить взаимосвязь всех вещей, развивать «системное мышление» — соединять всевозможные методы для достижения результата. (Как все вышеупомянутые элементы сочетаются друг с другом?).

Вопросы, побуждающие к изменениям

По мнению Франческо Д’Априле, власть и сила инноваций — это не отдельная картинка, а процесс, который начался в прошлом и продолжается в будущем. «Поэтому важной составляющей успеха организации является умение прогнозировать изменения. И следует быть готовым к тому, что между двумя изменениями всегда есть остановка. Кризис — это та самая пауза» — говорит Франческо Д’Априле.

Для того чтобы по-новому посмотреть на ту или иную проблему, необходимо ее изучить с разных сторон. Сделать это возможно с помощью целого ряда вопросов: что это за проблема? когда она началась? кто ее создал? как это случилось? что будет, если все оставить так, как есть? и т. д. Как утверждает Франческо Д’Априле, задавать вопросы не так просто, как может показаться на первый взгляд. «Когда ребенок в школе задает вопрос, он часто от учителя может услышать такой ответ: сейчас не время об этом говорить.

Когда человек взрослеет, поступает в университет, он понимает, что ответы — важнее, чем вопросы. Однако навыка спрашивать у него нет, так как в детстве его в этом не поддерживали. Как результат человек остается один на один со своими вопросами и с четкой установкой — нужно уважать правила. На самом деле всегда будет потребность справляться с границами. Поэтому нужно осознавать все происходящее, чтобы знать, как именно пересечь эти границы», — говорит бизнес-тренер.

Франческо Д’Априле подтверждает то, что его программа содержит элементы коучинга. Известно, что ни одна коуч-сессия не обходится без постановки открытых вопросов, а идея коучинга заключается в поиске решений внутри себя. С целью продемонстрировать эффективность своей программы г-н Д’Априле предложил участникам мастер-класса поделиться на группы, сформулировать одну проблему и попробовать ее решить при помощи постановки открытых вопросов, изложенных в специальной анкете. В завершение этой блиц-практики некоторым участникам удалось приблизиться к решению волнующей задачи и попытаться посмотреть на нее по-иному, как и рекомендовал спикер.

Комментарии экспертов

В чем для Вас основа успеха, исходя из услышанного на мастер-классе Франческо Д’Априле?

Иван Пунин, студия дизайна и рекламы «PhotoFabrique»

Иван Пунин,
студия дизайна и рекламы «PhotoFabrique»

Подобные мероприятия позволяют быть в курсе современных тенденций в бизнесе, а также дают возможность завязать новые полезные знакомства. Этот мастер-класс дал интересный инструмент по решению проблем. Суть инструмента — четкая постановка проблемы, ее глубокий анализ путем ответов на ряд вопросов и выводы-решения, возникшие после ответов на эти вопросы. Философия успеха для меня — во взаимной выгоде при сотрудничестве с партнерами и клиентами. Я стремлюсь не просто «толкнуть» товар или услугу, а продумать, чем они могут быть полезны моим партнерам. А если это возможно, адаптировать товар или услугу под конкретные задачи клиента.

Александр Черкасов,
предприниматель

Прежде всего, успех зависит от того, приносит ли тебе дело удовольствие. В противном случае у тебя связаны руки, ты чувствуешь дискомфорт, понимаешь, что это не твое. Если нет удовольствия, ты начинаешь «креативить». Подтекст посыла спикера, как я понимаю, дерзать, выходить за рамки. Это особенно важно в кризисное время — терять-то нечего. Он потому и говорит: вы проиграете, если будете ждать. Поэтому те идеи, которые кажутся самыми безумными при нормальной обстановке, в сложное время не будут считаться таковыми, здесь другая точка отсчета. Когда ты находишь в своей деятельности удовольствие, она результативна, и этот результат покупают. Деньги действительно играют не самую главную роль, они не могут быть целью деятельности. Получив, например, миллион, ты получаешь дополнительные проблемы: куда его вложить, как заработать еще один, но ощущения счастья он тебе не приносит.

Татьяна Мокротоварова,
редактор отдела «Экономика» газеты «Комментарии»

Такие мастер-классы для меня — не столько источник академических знаний, сколько источник вдохновения. Даже известные, на первый взгляд, истины и идеи предстают в новом свете. Ты получаешь возможность посмотреть на тот или иной вопрос с разных точек зрения, а после дискуссий и обмена мнениями с коллегами прислушиваешься к себе и находишь собственное решение той или иной задачи. Думаю, это один из инструментов саморазвития.

Когда выступает профессиональный харизматичный спикер перед подготовленной аудиторией, как в данном случае, эффект усиливается многократно. На мой взгляд, концепция, которую представил Франческо, человек Возрождения — это очень интересная и емкая метафора, актуальная для менеджеров. Она близка мне. Как добиться гармоничного развития во времена, когда происходит «монетизация» всех сфер жизни? Можно ли считать истинным успех, который измеряется только финансовыми результатами? На эти вопросы, так или иначе, приходится давать ответ самому себе каждый день. Свою формулу успеха я еще только создаю. И для достижения результата планирую использовать несколько идей, которые почерпнула сегодня на мастер-классе.

p. s. Семинары Франческо Д’Априле по креативному лидерству для собственников и руководителей компаний состоятся в октябре.

Фоторепортаж с мастер-класса Франческо Д’Априле
(37 фото)  Дата добавления: 29 июня 2010
Фоторепортаж с мастер-класса Франческо Д’Априле

27 мая в Международном Институте Менеджмента прошел мастер-класс Франческо Д’Априле, бизнес-консультанта, вице-президента ICMCI (International Council of Management Consulting Institutes).



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Бизнес-коучинг для малого и среднего бизнеса 23 июня 2010
Как повысить КПД управленца 21 июня 2010
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по творчеству и креативу в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-4361, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua