Как научиться танцевать? Секреты мастерства от Григория Чапкиса

Автор: Юлия Барилюк Источник: Журнал HRMagazine, № 5, 2008

Самый уважаемый танцор Украины Григорий Чапкис отметил свой юбилей. Григорию Николаевичу исполнилось 80 лет. Предлагаем вниманию посетителей портала Training.com.ua интервью с юбиляром, заслуженным артистом Украины Григорием Чапкисом.

Как научиться танцевать? Секреты мастерства от Григория Чапкиса
Как научиться танцевать? Секреты мастерства от Григория Чапкиса

«Пока я двигаюсь — я живу, пока я живу — я танцую», — не устает повторять Григорий Чапкис. Его энергии позавидует любой молодой. Он не только востребован в шоу-бизнесе, но и по-настоящему любимец публики. А еще г-н Чапкис со своей командой открыл в Киеве две танцевальные школы под общим названием «Школа танца Чапкиса», куда приходят учиться танцевальному мастерству не только молодежь, но и те, кому за…

«Школа танца Чапкиса» — настоящая творческая мастерская. Кроме обучающих занятий, проводятся мастер-классы и танцевальные вечера. В 2007 году «Школа танца Чапкиса» выступила организатором первого в Украине конкурса молодых балетмейстеров в жанре современной хореографии «Взгляд в будущее», в рамках которого теперь проходят сезоны танцевальных премьер. Одним словом, все проекты, инициируемые «Школой танца Чапкиса», поддерживают и развивают интерес к танцу как искусству. А созданная г-ном Чапкисом система обучения направлена на разрушение стереотипа, что танцы — занятие «не для всех»: чтобы начать танцевать, ни возраст, ни ваши внешние данные не имеют никакого значения.

HRM: Григорий Николаевич, что необходимо для того, чтобы научиться танцевать?

Григорий Чапкис: «Я хочу, чтобы молодые люди учились на моих ошибках».
Г. Ч.: «Школа танца Чапкиса» ориентирована на социальный танец. Отличие от спортивного в том, что мы принимаем в школу всех желающих, а не только талантливых. И всех мы можем научить танцевать. Чтобы научиться танцевать в нашей школе, нужно иметь только одно — огромное желание. Другое дело, что кто-то научится быстрее, а кто-то медленнее, кто-то будет танцевать более, а кто-то менее изящно. Кто-то станет танцевать европейскую программу, а кто-то — латиноамериканскую. Но научиться могут все. Я могу сказать о слухе, ритме и подвижности человека после трех минут танца. В этом случае не играет роль телосложение человека, так как подвижность и стройная фигура — совершенно разные вещи. Я могу привести пример, когда, казалось бы, перед нами стройная девушка, но совершенно негибкая и неуклюжая. И наоборот — Руслана Писанка на шпагат — раз! — и села, растянулась.

Танцы по-новому открывают человека. К нам приходят совершенно «потухшие» женщины, которые потом на глазах расцветают. Кто может видеть вашу молодость, красоту, внутреннюю культуру, если вы нигде не бываете? Это горе общества — мы друг друга не видим. А танцы способствуют общению.

Когда-то для этого создавались клубы по интересам. 17 лет я работал директором танцевального зала «Юность» на «Нивках» (сейчас боулинг-клуб «Страйк»). Это был образцовый клуб. А у нас было патриотическое воспитание — кит, на котором держалась вся советская идеология. Сейчас таких клубов нет. Людям некуда идти. Для инвесторов это нерентабельно. Культура еще никогда не давала большой прибыли. Она всегда дотировалась государством. Поэтому государство выделяет минимум ресурсов. Их еле хватает на то, чтобы окончательно не закрылись двери музеев и театров. О каком развитии культуры можно говорить?

HRM: Вы танцуете всю жизнь. Как поменялась отношение общества к танцу в последнее время?

Г. Ч.: Телевизионный проект «Танцы со звездами» породил значительный поток учеников. Открываются новые танцевальные школы. Конечно, есть много проходимцев — в каждом ЖЭКе есть «танец живота», «бальный танец», «уличные танцы» и т. д. Такие «школы» организовывают необразованные люди. Но так как желающих много, эти «школы» тоже пользуются спросом.

После проекта «Танцы со звездами» все существующие школы города переполнены. Уметь танцевать становится модно. Мы за две-три репетиции готовим людей к свадьбе, учим танцевать свадебный вальс. Спустя время к нам приходят молодожены с цветами и шампанским и говорят: «Григорий Николаевич, все, что было на столе: белая рыба, красная рыба, армянский коньяк, крабы, лангусты, креветки и т. д. — все забыто. А наш вальс останется на память, на всю жизнь».

Первый урок — это страшно. Поэтому моя задача в этот момент — расслабить учеников. Я опускаюсь на их уровень

Это раньше можно было удивить гостей палкой сухой колбасы и икрой. Сейчас люди хотят шоу. Кто задает тенденции в обществе? Элита. Но мы ошибочно считаем, будто элита — люди, у которых много денег. Это те, кто умен. При этом ум, внутренняя культура и образование — разные вещи. Я дожил до такого возраста, когда у меня нет начальства, райкома, нет элиты, министерства — никого нет. Я сам себе хозяин. Но я по полной загрузил себя работой, занят 24 часа в сутки. Мне и деньги не нужны, но я не могу этого не делать. Я и моя жена получаем приличную пенсию, мы давно могли бы не работать. У меня все есть. И с каждым годом мне нужно чего-то все меньше и меньше… Меня может остановить только красивый галстук, который будет 601-м в моей коллекции. Но я все время работаю. Привык к такому ритму жизни, и уже не могу без него.

Я искренне рад, что теперь танцевать пошли все, даже те, кто в себя не верил. В танце человек не узнает свое тело. Фигура обретает совершенно другие формы. К примеру, для того чтобы похудеть, не нужно пить таблетки. Кушать можно все, диеты не нужны, но при условии, если постоянно делать зарядку, бегать вокруг дома, прыгать на скакалке… Лекарство от всех болезней — движение. Движение — это жизнь. А жить нужно красиво. В своей книге я пишу, что танцы и любовь — секрет моего долголетия. Это дает мне силы. После танцев я заряжаюсь, как аккумуляторы телефона. Я вам выдам один секрет. Я живой человек, у меня есть все, что должно быть у человека в таком возрасте. Если у меня заболит спина и я лягу — это на месяц. А если у меня заболит спина, и я встану и приползу в балетный зал, то через полчаса у меня проходит вся болезнь. Так я себя лечу. Люди в моем возрасте без палочки уже не ходят. А я танцую по 10 часов в день.

После участия в «Танцах со звездами» Русланы Писанки перестали стесняться танцевать даже полненькие девушки. Иногда ко мне приходят «двадцатилетние старушки», сутулые, с потухшими глазами. Они спрашивают: «А можно к вам в школу?». Я отвечаю: «Можно, но что с вами?». — «Григорий Николаевич, я работаю в банке. В девять утра прихожу на работу, сажусь за компьютер и в шесть вечера встаю. Кушаем мы, глядя на монитор. Домой прихожу настолько уставшая, что сил куда-то идти нет. А утром опять на работу». Жизнь без движения. Но посмотрите в глаза людей, которым больше 50-ти лет и которые танцуют! Это молодые и энергичные люди!

Почему, когда красивая, стройная, юная семнадцатилетняя девушка начинает танцевать на дискотеках, становиться противно? Красивый, подтянутый мальчик в танце превращается в обезьяну. Почему так пошло и отвратительно танцует наша молодежь? Как-то я был на балу в одной элитной школе. Спросил у директора школы: «Что это за девочка такая вульгарная танцует? Стоят мамы, папы, преподаватели, а она позволяет своему партнеру себя так неприлично обнимать во время танца?». На что мне ответили: «Да, что вы! Это же лучшая ученица нашей школы!». Вся проблема в том, что молодежь просто не знает, как правильно нужно танцевать. Насмотревшись по телевизору фильмов и передач, они думают, что чем больше она будет крутить бедрами — тем красивее это будет. Нет культуры, нет образования… А культура танца заключается в мелочах.

HRM: Как побороть страх перед танцами?

Г. Ч.: Первый урок у новой группы всегда веду я, а не преподаватели моей школы. Это самый главный день. Человек давно мечтал танцевать, и вот, наконец, переступил порог школы. Но каждый испытывает страх, мандраж, неуверенность в себе… Моя задача на первом уроке — расслабить учеников. Я опускаюсь на их уровень. Я начинаю постепенно показывать движения, человек повторяет. И вот таким образом он начинает верить в свои силы. Представьте себе, если бы вы пришли ко мне в первый раз на урок, и я стал бы показывать вам все свое умение и мастерство. Ваши мышцы начинают сковываться. Вы уже не сможете расслабиться. Если вас бросили в море или в речку, при том что вы не умеете плавать, то вы никогда после этого не научитесь плавать. А если вы постепенно начинаете заходить в воду все глубже и глубже — со временем станете хорошим пловцом. Первый урок — это страшно. Вокруг зеркала, незнакомые люди. Но уже на третьей репетиции человек привыкает к такой обстановке, и страх исчезает.

HRM: Как вы мотивируете своих учеников, чтобы они не боялись танцевать?

Г. Ч.: Давайте поговорим о воспитании. Меня никто никогда не воспитывал. Я вырос в бедной семье — семеро детей, мама, папа, бабушка и дедушка. Мною никто не занимался. Проснулся, съел мамалыгу — и на улицу. А вечером меня грязным приводили домой. Мама не могла уследить за всеми. Маленький ребенок впитывает в себя все, как губка — каким тоном разговаривают взрослые, что говорят… Даже если ему сказать: «До горячего утюга дотрагиваться нельзя», он все равно это сделает. Он должен сам понять, почему этого нельзя делать. Но все, что делают взрослые, он улавливает и получает воспитание от отца, матери, от общения в доме. Ребенок видит все. То же и в танце. Я не должен своим ученикам говорить: «Не топайте, не стучите». Я показываю движение, они за мной повторяют.

Творчество — не профессия, это отношение к труду

Мои ученики так похожи на меня… Иногда я на уроках шучу. Стою лицом к зеркалу, за моей спиной стоит 30 человек, я говорю: «Начали с правой ноги». Кто-то начал с левой. Я говорю: «Деточка, вы сегодня пришли на двух левых ногах?» Шутя. Нельзя унижать человеческое достоинство ученика, если что-то не получается. Скажем, мать дала затрещину своему сорванцу. Но не для того, чтобы было больно, а чтобы ребенок стал лучше, более дисциплинированным. Так и с учениками. И так я учу свой персонал — педагогов. Мои уроки проходят как вечера отдыха. Когда вы приходите ко мне на урок после рабочего дня и я начинаю вас муштровать, как в спортивных бальных танцах, то вы больше ко мне не придете. И я считаю, если от педагога уходят ученики, то это не педагог.

Когда-то у меня был ученик — семиклассник. Он был очень талантливым, я это видел и вкладывал в него много сил. Но он никому в школе не говорил, что занимался бальными танцами, боясь насмешек. Как-то его учительница по алгебре перед всем классом ему сказала: «По алгебре получил тройку, а еще и на бальные танцы ходит…». Класс начал смеяться. После этого мальчик на бальные танцы уже не ходил. Надо было научить его гордиться тем, что он делает, и он мог бы быть настоящим чемпионом.

HRM: Танец стал делом жизни и для ваших детей. Как вы оцениваете их успехи?

Г. Ч.: Моя дочь живет в Италии 20 лет и имеет собственную хореографическую школу. Говорят, что итальянец пойдет в театр, если там будут варить спагетти и пиццу. Что уж говорить о танцах. Но тем не менее моя дочь возродила школу танца. Она имеет самую настоящую хореографическую школу и готовит танцоров в направлении «классический танец». Мой сын, который «вырос» в танце, также открыл «Школу танца Чапкиса», но в Сан-Франциско. Урок в его школе стоит 80 долларов. У него четыре балетных зала, ресторан, бар, два дома, машина. Как-то раз я у него спросил: «Гриша, ты что, миллионер?», а он мне ответил: «Папа, ты знаешь, что такое американский миллионер? Это когда он имеет миллион, а должен полтора. В то же время у него большой хореографический бизнес. Поэтому за границей танцевальная культура тоже процветает.

HRM: Миллионы людей наблюдали то, как вы изящно и справедливо оценивали выступления участников шоу «Танцы со звездами». При том, что оценивать вам приходилось непрофессионалов, чем вы руководствовались? Какие были сложности?

Г. Ч.: Канал ВВС продал проект «Танцы со звездами» 24 странам мира, в том числе и Украине. Когда я был судьей в этом конкурсе, меня посадили на четвертый «горячий» стул. Первому быть всегда легко — вы можете говорить все, что угодно. А я должен не только учитывать то, что говорили предыдущие трое судей, но и мгновенно проанализировать и подытожить, так как это происходит в прямом эфире. Говорить нужно грамотно, чтобы это понравилось всем и люди хотели это услышать. Это большое мастерство. Я судья международной категории, но мне было легче судить проекты в Париже, Лондоне, чем в Украине — моих друзей. Наталья Могилевская — моя ученица, Владимир Зеленский — мой друг, с Тиной Кароль я постоянно работаю. Я знал, как им было тяжело при подготовке. Я знал, что Могилевская не могла подняться по лестнице — у нее пальцы были исковерканы от крепатуры, а Зеленскому мы вызывали скорую помощь перед самым выходом, потому что он упал и повредил спину. И я должен был после этого судить и говорить: «Вы ручку взяли не так, вы там ступили не так». Это было очень сложно.

HRM: Как выявить творческий потенциал у человека?

Г. Ч.: В Советском Союзе образование считалось очень качественным. А сейчас новая система. Академики и ученые думают над тем, как перевести всех на качественное образование. Сегодня, когда студент оканчивает вуз, его мало кто хочет брать на работу, поскольку он не считается специалистом, у него нет практики. Какой банкир возьмет молодую студентку на ответственную должность? В то же время на Западе человек оканчивает финансовый факультет, приходит в банк и сразу же начинает работать. А наши выпускники выпускаются сотнями, но они неконкурентоспособны. Запомните: творчество — не профессия. Можно быть художником, за ночь написать картину, утром ее вывезти на Андреевский спуск и продать. Картина может быть прекрасно написана, но ее автор не творец, а ремесленник. Можно быть журналистом, за полчаса написать текст, лишь бы заполнить полосу, но его никто не прочтет. А можно быть столяром, сделать табуретку, которая будет шедевром, музейной редкостью.

Творчество — это отношение к труду. Сейчас вы можете узнать, творческий вы человек или ремесленник. Если утром приходите на работу, включаете компьютер, начинаете работать, а в шесть вечера выключаете его и все, то даже если вы хороший работник, вы — ремесленник. А если что-либо делаете и настолько в это погружаетесь, что мысли и идеи к вам приходят днем и ночью, вы вкладываете душу в свою работу, независимо от того, сколько вы получаете за свой труд, вы получаете от него кайф, вы — творческий человек. Я не завидую тем людям, которые не любят свое дело.

HRM: Григорий Николаевич, что для вас «счастье»?

Г. Ч.: Однозначно не деньги. От своего дела я не получаю больших заработков. Я занимаюсь этим только потому, что у меня есть большое желание научить людей танцевать. На танцах много не заработаешь. Главная моя цель — поднять культуру танца. Я этим живу, это моя жизнь, я ничего больше не умею делать, кроме как танцевать и учить этому других.

А вообще понятие «счастье» настолько растяжимое… Когда у вас нет денег, создается впечатление, что они решают все. Я отрицаю это. После развода я остался жить на девяти квадратных метрах в общей квартире на девятом этаже девятиэтажного дома на Никольской Борщаговке. Я жил в кабинете театра, где я работал директором. Я редко ездил домой, так как он был далеко от работы. Варил себе яйца кипятильником. Стирал рубашку холодной водой под краном. Но это были по-настоящему счастливые дни в моей жизни.

Человеческая судьба очень противоречивая. И я хочу, чтобы молодые люди учились на моих ошибках. Я хочу, чтобы молодежь была востребована, чтобы они были постоянно заняты, и у них было вечное желание чего-то добиваться. Это и есть счастье. Счастье — когда человек любит свое дело и спешит осуществить все задуманное. Счастье — это постоянное движение.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Как стать мастером переговоров? 21 марта 2019
Школа Тренеров Оксаны Грабар: интенсив-курс для активных и современных людей 14 марта 2016
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по личностному росту в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2019, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua