Философия коучинга, или Как стать настоящим коучем

Автор: Ирина Грабовская Источник: портал Тренинги в Украине

«Философия коучинга — это те самые важные, основополагающие вопросы, с которых стоит начинать учиться коучингу», — говорит коуч, консультант по управлению и руководитель КГ «Живое дело» Алла Заднепровская. О философии коучинга, рекомендациях при выборе школы коучей, а также о том, как стать настоящим профессионалом в коучинге, рассказывает гость портала Training.com.ua.

Философия коучинга, или Как стать настоящим коучем
Философия коучинга, или Как стать настоящим коучем

«Т»: Алла, я знаю, что Вы как ведущая Школы коучей большое внимание уделяете философии коучинга. Расскажите, что это и главное — зачем это изучать?

А.З.: Зачастую в школах коучей участников нагружают огромным количеством инструментов. Так случилось и со мной. По окончании своего первого коучингового образования у меня была масса инструментов, но когда и как их применять, было не понятно. Я все время находилась в поиске правильного инструмента. А как только коуч начинает подбирать в голове подходящий инструмент, он перестает быть на одной территории с клиентом. И, по сути, этот процесс перестает быть коучинговым, по определению.

А в коучинге как раз ключевое, что во время сессии коуч занят не поиском правильного инструмента, не своим отношением к тому, что клиент говорит, не своими идеями по этому поводу, не поиском решения, а только тем, что и как говорит клиент. В процессе работы коуч помогает клиенту самому лучше понять, прояснить, осознать, используя активное слушание, уточнение, эффективные вопросы, и другие навыки и инструменты, порой, подвергая сомнению его слова и отражая невербальное поведение.

В нашей Школе коучей мы сначала изучаем философию коучинга, коучинговую коммуникацию и только потом — инструменты. Само понятие «философия» очень обширное, но если рассказать вкратце, то мы останавливаемся на таких главных вопросах:

  • — Что такое коучинг и чем он не является?
  • — Каковы роли коуча и клиента?
  • — В чем польза коучинга?
  • — Как распределяется ответственность между коучем и клиентом?
  • — При каких условиях возможен коучинг?
  • — Какие есть виды коучинга?
  • — Кто может быть клиентом, а кто нет (ведь не каждый может быть клиентом)?
  • — Что значит коучинг-сессия?
  • — Из чего складывается атмосфера в коучинге?
  • — Каким важно быть коучу?
  • — Как понять: это коучинговая задача или нет (может, эта задача больше для психологии, психотерапии, тренинга, консалтинга)?
  • — Каковы постулаты, принципы, заповеди коучинга?
  • — Каковы этические стандарты коучинга и ключевые компетенции профессионального коуча ICF и т. д.

Другими словами, это те самые важные, основополагающие вопросы, без которых практика коучинга вряд ли будет эффективна.

Коуч — это, в первую очередь, личность: со своей системой ценностей, своими взглядами и убеждениями, которые как ограничивают, так и поддерживают

Также в начале обучения мы много тренируем коучинговую коммуникацию, и я заведомо на первом модуле даю лишь несколько самых необходимых инструментов. Для чего я это делаю? Дело в том, что когда философия еще не «встроена», у коуча нет фундамента, чтобы уверенно чувствовать себя в роли коуча. Тогда у него возникает соблазн заменить отсутствующий фундамент инструментами, чтобы быть «правильным» коучем и показать свой профессионализм.

Ведь в коучинг мы приходим из разных профессий. И у нас уже есть сложившееся понимание, что значит профессиональная помощь. Как правило — это решение задачи клиента. На первых порах практически у всех начинающих коучей есть такая ошибка. Они торопятся стать полезными, сходу набрасываясь на первую озвученную клиентом цель, стараясь во что бы то ни стало решить задачу, и лучше за одну сессию.

А ведь часто она бывает не самой актуальной и важной на этот момент времени, а может быть надуманной, социально обусловленной или навязанной другим человеком, в конце концов. Да, цели задает клиент. Но задача коуча — помочь ему осознать, насколько она истинна и актуальна. И если начинающий коуч, не осваивая философию, просто получает инструменты, то тогда он, стремясь сходу достигнуть какого-то результата и довести клиента до «финишной прямой», ведет клиента совсем не туда, куда тому нужно. Как только коуч замечает, что он начал копаться в «файлах» в голове, это означает, что он вывалился из коучинговой рамки.

Таким образом, если «встроилась» философия, то можно работать с минимальным набором инструментов и даже обойтись без них. А наоборот никак не получится. Хотя инструменты, безусловно, повышают эффективность коучинга. И осваивать их тоже необходимо. Когда есть фундамент, инструменты легче «прорастают» и приносят хорошие плоды. И выбор инструмента тогда происходит на интуитивном уровне.

Философия — это фундамент. Коучинг — не инструмент и не навык, а процесс взаимодействия между коучем и клиентом, в результате которого клиент осознает свои истинные цели, достигает их и развивается для самостоятельного «движения по жизни».

«Т»: Исходя из философии коучинга, что Вы считаете самым важным в коучинге?

А.З.: В коучинге есть ряд основополагающих принципов. Томас Леонард выделяет 50 таковых. Мне хотелось бы остановиться на нескольких ключевых.

Алла Заднепровская, коуч, консультант по управлению, руководитель КГ «Живое дело»
Алла Заднепровская, коуч, консультант по управлению, руководитель КГ «Живое дело»

Среди них хочу особо выделить 6 постулатов коучинга и 6 заповедей коуча, которые участники осваивают в нашей Школе.

Постулаты:

1. Коуч — лучший инструмент коучинга.

2. Безоценочность — ключ к доверию.

3. Люди выше результатов.

4. Фокус на целях и развитии клиента.

5. Хороший план, когда их три.

6. Если клиент не действует — это не коучинг.

Заповеди:

1. Убери себя со сцены.

2. Не бросайся на первую цель клиента.

3. Верь в безграничный потенциал.

4. Слушай ушами, глазами, телом, душой и даже то, что стоит за словом.

5. Будь любознателен, интуитивен и смел.

6. Принимай клиента со всеми его удачами и неудачами.

К примеру, рассмотрим первую заповедь: «Убери себя со сцены». Она означает, что в центре внимания коучингового процесса — клиент, а коуч «убирает себя со сцены». Корону в коучинге надо снимать, и погоны, усеянные звездами, тоже надо оставлять, когда «садишься в кресло» коуча. В нашей Школе мы учимся развивать партнерские отношения с клиентом. Поэтому даже когда участники во время коуч-сессии приводят клиенту какие-то примеры, я рекомендую, чтобы эти примеры были статическими (где-то в книге прочитал), метафорическими или про других людей. В общем, стараться меньше говорить о себе, не ставить себя в пример и не заострять внимание на том, что это была ваша идея. Ведь чем больше мы говорим о себе, тем более значимой — чуть ли не божественной — фигурой мы становимся в глазах клиента. А задача коуча — построить партнерские отношения с клиентом.

Как только коуч замечает, что он начал копаться в «файлах» в голове, это означает, что он вывалился из коучинговой рамки

Коуч не сильнее, не умнее, не успешнее клиента. Он просто обладает технологией и навыками, которые позволяют ему помогать клиенту быстрее и эффективнее достигать своих целей и развиваться. И лучшая обратная связь от клиента — это когда он с вдохновением рассказывает коучу о себе, об изменениях в своей жизни, о своих планах и задачах, а не о том, насколько коуч молодец, что так помог ему. Это будет верным признаком того, что коуч хорошо поработал.

Еще важно не ждать благодарности и быть готовым к ее отсутствию. Пусть даже клиент сегодня забудет сказать вам спасибо, он сделает это потом, когда все осознает. А ведь это не так просто. Такие вещи мы тоже развиваем в Школе.

Или возьмем 6-ю заповедь. Клиент, почти достигнув цели, вдруг «затормозил». Тогда коуч не подталкивает и не тянет его к «финишу», а понимает, что для клиента все, что он выбирает, хорошо и зачем-то ему это нужно. В этой ситуации коуч помогает прояснить, задавая вопрос: «С чем связано то, что ты выбрал остановиться?» То есть коуч помогает клиенту лучше разобраться в себе, в ситуации и в своих решениях. И клиент сам делает выбор — идти дальше или отказаться от цели. Кроме того, если случаются неудачи, то мы поддерживаем клиента и эмоционально нейтрально к этому относимся. Показывая клиенту, что это просто одна из ступенек его развития.

Особо хочется подчеркнуть атмосферу коучинга, в основе которой любовь к людям, честность в отношениях и полная конфиденциальность. Именно эти факторы создают доверие клиента, без которого коучинг невозможен.

«Т»: Сейчас многие хотят овладеть профессией коуча. На какие вещи Вы рекомендуете обращать внимание при выборе школы коучинга?

А.З.: Во-первых, нужно посмотреть на программу, насколько она практична. Каково в ней соотношение теории и практики. Предусмотрена ли обратная связь ведущего. Также можно поговорить с предыдущими участниками школы. Спросить у них: «Учились ли вы в этой школе? Каковы результаты? Что было полезно? Как встроили коучинг в свою жизнь?» И обязательно задать вопрос: «Что бы Вам хотелось изменить?»

Также я бы рекомендовала познакомиться с ведущим перед школой. Увидеть его, услышать о его опыте и подходах в коучинге, почувствовать, насколько это твой ведущий и твой учитель на время школы. Ведь коучинг — это не какая-то инструментальная штука, о которой можно и в книжке узнать. Обучиться коучингу можно только в атмосфере доверия. Поэтому я бы рекомендовала перед началом обучения лично встретиться с ведущим, сходить на его демо-сессию, презентацию программы, поучаствовать в кусочке занятий или хотя бы пообщаться по телефону.

Если не понятно, к чему идти, то и не важно, в какую сторону двигаться

Дело в том, что в коучинге ключевое — это личность коуча, она же главный инструмент в его работе. Если изобразить познание коучинга метафорически в виде дерева, то личность коуча — это ствол дерева. Есть школы, в которых ведущие не демонстрируют коуч-сессии, потому что опасаются «переноса» учениками их стиля на себя. На мой взгляд, тут бояться нечего. И демонстрация — это прекрасная возможность понять лучше, как работает коучинг и тот или иной инструмент. Своим студентам я говорю, что стиль у нас всегда будет разный, потому что ствол этого дерева — у каждого свой, не лучше и не хуже, он просто уникальный.

И даже если начинающий коуч захочет быть на кого-то похожим, у него вряд ли получится. Как у каждого дерева своя корневая система, так и у каждого человека свои ценности, верования, взгляды, устои и убеждения, которые как ограничивают, так и поддерживают. И каждый коуч, изучая инструменты, пропускает их сквозь призму своей личности, улучшая и адаптируя их под себя. При обучении в Школе я на этом настаиваю. Есть на этот счет еще одно правило: никогда не применяйте инструмент, который лично вам не подходит и не ложится на душу.

«Т»: Как Вы считаете, важно ли коучу уметь продвигать себя?

А.З.: Конечно, важно. Более того, это должно быть еще одним ключевым требованием к школе коучей — чтобы участники выходили из нее с четким планом действий для построения успешной коучинговой практики. Например, в нашей Школе мы уделяем этому вопросу большое внимание на 3-м модуле. Участники определяют свою целевую аудиторию и свою специализацию, разрабатывают коучинговые продукты, проходят мастер-класс от экспертов маркетинга (особенно Интернет-маркетинга) и расписывают план своего продвижения. Причем все это делается на практике, в коуч-сессиях.

А перед этим мы тщательно готовимся, осваивая инструменты «высшего пилотажа», как я их называю. Участники создают видение своей жизни на перспективу, ищут свою идентификацию и находят свои истинные ценности. Это очень глубокие инструменты, которые помогают коучу осознать многие грани себя и своей жизни. Ведь, как я уже говорила, личность коуча — это главный инструмент в его работе. Можно не знать ни одного другого инструмента, но при этом отлично работать только за счет своей личности и коммуникации.

Итак, для того, чтобы по окончании школы участники были подготовлены к одиночному плаванию, они получают ключевые знания и навыки для построения собственной практики коучинга, обеспечивают себя самым эффективным инструментарием, разрабатывают план действий и ускоряют личностное развитие для успешной практики коучинга и позитивных изменений в своей жизни.

«Т»: Нужно ли обладать какими-то способностями, чтобы стать коучем? Или это под силу каждому?

А.З.: Тут нет однозначного ответа. Один из принципов коучинга (и нашей Школы в том числе): коуч верит в безграничный потенциал любого человека во всем, чего он хочет, если он правда этого хочет. Например, когда к нам в Школу приходит человек и говорит, что хочет научиться коучингу, я понимаю, что его успех в этом деле зависит от многих факторов: его желания стать коучем, насколько он обучаем, насколько он усерден в практике и так далее. Сколько раз я уже видела примеры, когда огромное желание и трудолюбие менее способных, на первый взгляд, участников Школы, превращались в такие результаты на сертификации, что все аплодировали.

Конечно же, есть и такие качества, которые, в случае их наличия, очень помогают в коучинге. Это любопытство, интуиция и смелость.

Любопытство дает возможность искренне интересоваться клиентом и все время прояснять суть. А нас, кстати, с детства отучали быть любопытными. Помните, нам говорили: «Не суй свой нос!». В Школе мы восстанавливаем этот природный навык. Например, клиент говорит коучу: для меня важно достичь успеха. Можно ринуться и разработать план «достижения успеха». Но если вспомнить философию коучинга и проявить любопытство, то возникнет вопрос: «А что для вас успех?» Действительно, не понятно же, что для этого конкретного человека означает «успех» и «быть успешным». И только потом он будет выстраивать путь и искать ресурсы. Ведь если не понятно, к чему идти, то и не важно, в какую сторону двигаться.

Когда садишься в кресло коуча, «корону» надо снимать, потому что отношения коуч — клиент могут быть только партнерские

Интуиция помогает не копаться в файлах, а быть в потоке с клиентом и выбирать лучший из возможных путей течения коучинг-сессии.

Смелость же нужна коучу, к примеру, чтобы быть «зеркалом» и чисто отражать клиенту то, что с ним происходит в данный момент. Коуч — чуть ли не единственный человек, который может сказать клиенту все честно, открыто, без оценок, напряжения и самоутверждения за его счет. А в сочетании с принятием, верой в потенциал и в то, что все может быть по-другому, есть шансы, что клиент осознает и, благодаря этому, резко приблизится к желаемому. Свобода коуча от желания «выглядеть хорошо», быть гуру и все держать под контролем освобождает клиента от социально одобряемых ролей и масок и дает ему свободу в проявлении себя истинного и настоящего.

«Т»: Что Вы порекомендуете читателям нашего портала, которые хотят стать профессиональными коучами?

А.З.: Сделать всего четыре шага:

1. Самостоятельно изучать доступные источники информации (Интернет, книги, живые эксперты, клубы и т. д.).

2. Пройти обучение в выбранной вами школе коучей, сэкономив время и силы на самостоятельное обучение, и получить сертификат — как символ уверенности в собственных силах.

3. Выбрать свою специализацию в коучинге.

4. Практиковать с платными клиентами, наращивая свое мастерство.

И Вы у цели!

Кстати, пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих на нашу ближайшую Школу коучей, которая стартует 29 марта 2012 года.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Тренерские секреты. Как уберечься от ошибок 16 января 2012
Правила хорошего тона, или Как построить бизнес в сфере luxury 31 января 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по коучингу в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2019, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua