Доверие как основа бизнеса

Автор: Николай Сорока Источник: портал Тренинги в Украине
Медиа:   Видео  

Рекламные кампании, корпоративная культура, программы лояльности и многие другие аспекты бизнеса имеют один общий знаменатель, который часто забывают — доверие. О том, как доверие способно быть прочным основанием бизнеса и приносить прибыль, узнавал журналист Training.com.ua.

Доверие как основа бизнеса
Доверие как основа бизнеса

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
Конфуций

15 июня Эдинбургская школа Бизнеса провела вечер-дискуссию с председателем правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимиром Лавренчуком на тему «Монетизация доверия в бизнесе». Модератором встречи с аудиторией выступил журналист и управляющий партнер компании pro.mova Евген Глибовицкий.

Владимир Лавренчук начал свое выступление с экскурсом в историю становления банковской системы в постсоветской Украине. Как мы помним, эти тяжелые во всех отношениях времена не отличались проявлением моральных ценностей и духом здоровой конкуренции. В то время иностранные компании все больше и больше проявляли интерес к «дикому» рынку Украины и многие начинали здесь бизнес. Естественно, менеджмент компаний был заинтересован в том, чтобы работники на местах переняли их опыт и стиль управления, для чего было разработано множество образовательных программ.

Владимир Лавренчук вспоминает, что на этих программах его всегда удивлял тот факт, что большая часть времени была посвящена не конкретным методикам и техникам ведения банковского бизнеса, а таким, на первый взгляд, второстепенным философским понятиям как доверие, видение, моральные ценности. Теперь же, анализируя историю этих организаций и их опыт, становится ясно, что именно эти понятия являются фундаментом успеха.

По большому счету, доверие лежит в основе любого бизнеса. Ведь если мы чему-то доверяем, мы это покупаем

Кроме того очень большое внимание уделялось патриотизму и видению будущего не только своей компании, но и своей страны. Спикер привел в пример Ирландию, где абсолютно нормальным времяпрепровождением и отдыхом является своеобразный тимбилдинг в национальных масштабах, когда ирландцы, отдыхая компанией за кружкой пива, искренне распевают национальный гимн и народные песни. Доверие народа к своему правительству, а правительства к народу — залог развития государства и, к сожалению, в Украине это взаимное доверие пока что не на должном уровне.

Естественно, напрашивается вопрос: дает ли этот довольно сложный подход реальный доход или стоит пробовать «быстрые пути», которые, к сожалению так популярны на Украине?

Господин Лавренчук привел примеры, которые подтверждают тот факт, что доверие способно принести и — более того — уже приносит стабильный и приличный доход.

Например, инвестиционный бизнес построен на объединении доверия к проекту и его финансовому потенциалу. Чаще всего инвесторы не идут на слишком большие риски и предпочитают выбрать синицу в руке, а не журавля в розыске.

К сожалению, наша страна пока что является тем самым «журавлем», занимая 10-е место в Восточной Европе по количеству прямых иностранных инвестиций.

Доверие можно выразить в цифрах: индекс CDS (credit default swap), является страховкой инвестиций и отражает доверие к «надежности» той или иной страны. Так, например, на момент написания статьи, чтобы разместить инвестиции в Украине, вы бы рисковали приблизительно на 450 единиц, а в России на 150. Другими словами — в России в три раза сейчас безопаснее для инвестиций, чем в Украине. Это естественно, учитывается инвесторами.

Доверие в основе бизнеса

Владимир Лавренчук уверен: доверие является не просто свойством, а основной функцией, или даже профессией. Так в прошлом месяце на официальном выступлении Председателя правления Европейского центрального банка Жана-Клода Трише все ждали от него всего трех ключевых слов: «Высокие инфляционные ожидания». Это бы означало, что процентные ставки будут опять повышены, а евро ожидает ревальвация. Слов не прозвучало и действия всех финансовых институтов резко поменялись.

«Доверие к Трише настолько высоко, что даже не прямые слова о повышении ставок, а всего лишь его ожидания влияют на европейский рынок», — отметил спикер.

Владимир Лавренчук, председатель правления «Райффайзен Банк Аваль»

Если же говорить о более близких нам материях, то можно привести пример банковских ставок по депозитам: так в одном банке ставка по доллару на год составляет 4%, а в другом 8%. Возникает вопрос: почему люди должны идти в банк с меньшей ставкой, если выгоднее другой? Все вкладчики банков «Киев» и «Родовид», выстоявшие не один день под закрытыми дверями их офисов в кризисное время, смогут вам ответить: риск. Меньше риска — меньше ставка. Больше доверия — меньше риск. Простая математика. В отношении банков-«погорельцев» Владимир Лавренчук отметил, что если доверие к банку утеряно, то почти во всех случаях его «оживить» не получится. То же самое относится и к управляющему прогоревшего банка.

Помимо банковской сферы спикер привел пример, когда доверие является основой бизнеса. Так, например, работают авиаперевозчики, что объясняет стоимость билета 900 Евро и 200 Евро по одному и тому же маршруту. Просто вы знаете, что в компании, предлагающей более дорогие услуги, инженер проверил самолет, пилот не пьян и бак залили качественным горючим. Вернее, компания сделала все что может, чтобы вы, как потребитель, это знали и в это верили.

По большому счету, доверие лежит в основе любого бизнеса. Ведь если мы чему-то доверяем, мы это покупаем.

Об ответственности

Помимо прямых действий по поддержанию доверия к бренду, есть еще один — быть социально-ответственным бизнесом. Если в западных компаниях социальный бизнес — это норма, то у нас он еще остается неким экзотическим явлением, хотя есть примеры того, что именно социальные проекты являются лучшей рекламой для компании. В сознании клиентов компания является не просто «купи-продай» в красивой упаковке или «корпорацией монстров», а группой живых, чувствующих и не равнодушных людей.

Иногда сочетание доверия и социальной ответственности способно творить настоящие чудеса

Иногда сочетание доверия и социальной ответственности способно творить настоящие чудеса. Владимир Лавренчук привел пример Боно, лидера ирландской рок-группы U2, который использовал свое влияние и свою известность для решения многих проблем отстающий стран мира. Самый известный проект Боно в этой сфере — долгий процесс переговоров с политиками и бизнесменами первой величины, который привел к «прощению» некоторым африканским странам долга Америке и Британии на 4,5 миллиарда долларов.

Обратная сторона доверия

Владимир Лавренчук отметил, что доверие должно быть основой не только отношений «компания — клиент», но и затрагивать все связи. Так, например, очень сложно быть действительно преуспевающей компанией, если ее сотрудники не будут доверять руководству и наоборот. Подобное напряжение, как известно, рождает отнюдь не лучшую корпоративную культуру и отталкивает клиентов.

Также банковская специфика подразумевает доверие к клиенту, который берет кредит и обязуется его погашать.

«Именно доверие является ключом к здоровым отношениям с проблемными клиентами, которые хотят, но не могут оплатить кредит» — уверен спикер. Если, к примеру, был взят кредит на 100 тысяч долларов под залог квартиры в 60 тысяч, то, в случае невозврата кредита жесткая политика по отношению к должнику предполагает продажу квартиры за ее стоимость, а оставшиеся 40 тысяч являются прямыми убытками. Дополнительно к этому суммируются затраты на юридическое сопровождение и прочие непрямые убытки, которые также ложатся на плечи банка. Более доверительный подход подразумевает реструктуризацию долга, что выгодно и банку и должнику.

Подводя итоги, Владимир Лавренчук посоветовал гостям доверять в первую очередь себе; быть честным, что вызовет доверие клиентов и партнеров, а также иметь добрые намерения, что, безусловно, приведет бизнес к процветанию.

О СПИКЕРЕ

Родился в 1957 г. в Киеве. Закончил финансово-экономический факультет Киевского института народного хозяйства по специальности «экономист». С 1982 г. работает в банковской сфере. Занимал руководящие должности в Сберегательном банке Украины, АО «Укринбанк» и «Райффайзенбанк Украина». С октября 2005 г. — председатель правления «Райффайзен Банк Аваль».

Господин Лавренчук является председателем Форума лидирующих международных финансовых учреждений, членом Наблюдательного Совета Украинского кредитно-банковского союза, членом правления Европейской Бизнес Ассоциации, членом Наблюдательного совета Международного института менеджмента (МИМ-Киев), а также Доверительного совета Национального университета «Киево-Могилянская академия».

Владимир Лавренчук занял первое место в номинации «Банкир года 2009» по версии газеты «Бизнес». Журнал «ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины — 2010» отметил его как «Лучшего менеджера-финансиста» и «Лучшего менеджера по управлению изменениями в компании». Рейтинг «Гвардия руководителей» три года подряд (с 2008 по 2010 год) называет его лучшим руководителем в банковском секторе Украины; в 2009 году, согласно этому рейтингу, Владимир Лавренчук вошел в тройку лучших менеджеров страны всех отраслей экономики.

Данные с официального сайта «Райффазен Банк Аваль».

Видео 
Обращение Боно к поклонникам на концерте в Чикаго

Лидер ирландской группы U2 Боно — яркий пример того, как человек, заслуживший доверие общества, способен изменять мир.

Его обращение на концерте в Чикаго в 2005 году к поклонникам — один из самых известных призывов к человечности и вере. Текст речи вы можете прочесть здесь.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Степень МВА в кармане 23 июня 2011
Консалтинг в Украине: тенденции и изменения 22 июня 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по безопасности бизнеса в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2020, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua