"Школа коучей" - для тех, кто хочет развиваться, а не просто обучаться.

С 6 октября Группа компаний NORDIC в рамках проекта "НОРДИК-Мастер" запускает очередную модульную программу – "Школа коучей". Программа рассчитана на собственников и топ-менеджеров компаний, руководителей разных уровней, сотрудников отдела HR (специалистов, внутренних тренеров и т.д.). О том, кто такой коуч, чем он может помочь компании, и как овладеть навыками коучинга, мы говорили с автором и ведущей "Школы коучей", сертифицированным коучем и бизнес-тренером Викторией Лысенко.

"Школа коучей" - для тех, кто хочет развиваться, а не просто обучаться.
"Школа коучей" - для тех, кто хочет развиваться, а не просто обучаться.

"Т": Виктория, в последнее время на отечественном рынке сложилось неоднозначное отношение к коучингу. Многие воспринимают его вштыки. С чем это связано и как вы относитесь к такой ситуации?

Действительно, в последнее время сформировалось такое мнение, что коучинг на нашем рынке умирает, не родившись. В свое время иностранные специалисты (в частности Мерилин Аткинсон) "привезли" сюда эту технологию, „подняли" к ней волну интереса и обучили нескольких специалистов. Но для того, что бы всплеск интереса перерос в стабильный спрос, не достаточно просто владеть основными коучинговыми техниками, нужно серьезно и последовательно развивать рынок. При этом нужно учитывать, что коучинг – это довольно специфическая технология. О нем не возможно рассказать, его нужно только попробовать. Даже уже, будучи практикующим коучем, читая публикации и книги на эту тему, я часто ловила себя на том, что не понимаю, о чем идет речь, и не могу вынести из публикации ничего полезного. Рассказывать о коучинге – это то же самое, что рассказывать о вкусе ананаса тому, кто никогда его даже не видел. Поэтому у нас многие слышали о коучинге, но не знают, что это такое на самом деле.

Тем ни менее, это не умоляет эффективности и актуальности этой технологии для развития персонала и компаний вцелом. Не случайно, сейчас коучинг считается одной из самых популярных профессий в мире. За последние три года число зарегистрированных коучей в Северной Америке возросло с 20000 до 80000. А крупные транснациональные компании вводят коучинг как обязательное направление деятельности отделов HR по всему миру. За годы своей коучинговой практики, я встречала много отечественных компаний (как киевских, так и региональных), которые внедрили и эффективно используют коучинговые техники. Это подтверждает, что коучинг - не абстрактное явление и не преждевременная технология для нашего рынка, а очень действенный механизм развития сотрудников и компании в целом.

регистрация на презентацию школы коучей"Т": Откуда появилась идея проводить "Школу коучей"?

Прежде всего, я видела потребность в обучении внутренних коучей работая с отечественными компаниями и предпринимателями. Обычно после нескольких индивидуальных коуч-сессий собственник или руководитель бизнеса заказывали у меня тренинги по коучингу для своих ключевых сотрудников. А когда в компании появлялось понимание того, в чем суть этой технологии и первые результаты, потребность в коучинге резко возрастала. Поэтому компания уже не могла ограничиться помощью одного внешнего специалиста. Ей нужны были внутренние коучи, которые занимались бы развитием сотрудников и решали текущие задачи компании на регулярной основе. Мой принцип работы такой: не подсаживать клиента на эту таблетку, а давать ему инструмент, которым он сможет пользоваться самостоятельно. Поэтому, дав понимание коучинга и возможность получить результаты, я стремлюсь к тому, чтобы передать эту технологию в "собственное пользование" компании.

Моя внутренняя идея материализовалась, когда Президент Группы компаний NORDIC Алла Заднепровская предложила мне провести Школу коучей в рамках проекта "НОРДИК-Мастер". Вся идеология проекта направлена на то, что бы создавать внутреннюю опору в компаниях и укреплять бизнесы изнутри, то есть передавать им те базовые технологии, которые они могут использовать сами. Эта идеология была очень близка тому, что я чувствовала. Поэтому идею провести такую Школу я приняла очень охотно.

"Т": Кому, на ваш взгляд, больше всего нужны навыки коучинга и на кого рассчитана эта Школа?

Навыки коучинга нужны, прежде всего, тем, кто работает с людьми, и заинтересован в их развитии и росте, повышении эффективности их труда.

Во-первых, это касается внутренних специалистов компаний. Внутренними коучами могут быть как отдельные, выделенные люди, так и те, кто имеет круг основных обязанностей и занимается коучингом дополнительно. Если внутренний коуч - это выделенная позиция, то чаще всего это сотрудник отдела HR. Если же отдельная позиция не выделяется, то внутренний коучинг - это дополнительная функция, и чаще всего, в отечественных компаниях ее берут на себя руководители отделов, HRы, либо сами собственники, которые плотно занимаются развитием своего бизнеса. Например, я изначально заинтересовалась коучингом будучи собственником и руководителем компании из 60 человек. Компания росла и я искала пути для того, что бы по мере ее роста каждый отдельный сотрудник не терял вовлеченности в работу, нацеленности на результат, эффективности и высокой мотивации. В крупной национальной сети косметических магазинов, с которой я сотрудничаю, внутренним коучем стала директор по продажам, поскольку через нее проходит большой поток продавцов и на ней лежит задача по их развитию. А одной из крупных региональных компаний, которую я так же консультировала как внешний коуч, внутренними коучами стали собственник и финансовый директор. В другой – руководитель отдела оборудования и HR.

Так же, навыки коучинга могут быть полезны и для внешних независимых специалистов, которые работают с людьми (например, тренера, психологи, консультанты). Например, я работаю как внешний коуч и специализируюсь на VIP-коучинге (для собственников и руководителей).

Поэтому "Школа коучей" предназначена для всех, кому коучинг необходим в работе, начиная от собственников, заканчивая менеджерами любого уровня. Коучинговые техники полезны и тем специалистам, которые не занимаются коучингом целенаправленно.

"Т": Как именно корпоративный коуч может помочь компании?

В арсенале корпоративного коуча много задач. Например, если в компании разработана стратегия, то внутренний коуч разрабатывает план по развитию и продвижению сотрудников, который будет работать на реализацию стратегии и целей. По сути, он осуществляет поддержку стратегии со стороны людей. Для этого разрабатывается график и цели коуч-сессии для каждого сотрудника. С их помощью коуч знает и поддерживает тех, кто сталкивается с какими-то сложностями в работе и помогает с помощью специальных техник и инструментов коучинга эти сложности преодолевать. Например, у одного сотрудника проблема может быть в том, что у него не получается составить хороший план. У другого - в том, что он не может мотивировать подчиненных. А у третьего мешать работе могут проблемы в личной жизни. Коуч прорабатывает с каждым ту тему, которая является препятствием на его пути к результату. Как только человек определяет, в чем именного состоит его пробел, у него появляется энергия для его преодоления. Дальше коуч способствует тому, что бы человек нашел наиболее оптимальные пути и инструменты решения задач и достиг результата.

Коуч может работать не на реализацию каких-то конкретных задач, а просто на развитие компании. Такое развитие может осуществляться как через личностное развитие людей, так и через развитие каких-то новых направлений в компании.

Коуч может специализироваться исключительно на управлении людьми. Тогда техники коучинга подстраиваются под аппарат мотивации персонала. А работа коуча заключается в том, чтобы обучать и поддерживать руководителей в их работе с подчиненными. Внутренний коуч может решать и точечные задачи. Например, помогать в проведении совещаний, выступая в качестве фасилитатора, способствовать разработке наиболее оптимальных планов запуска и реализации проектов и т.д.

Основным итогом его работы, в любом случае, будет реализация скрытых потенциалов сотрудников и повышение эффективности их труда.

Например, одно время я работала как внутренний коуч для небольшой импортно-экспортной компании. Основной моей задачей было развивать у сотрудников более глубокое понимание себя, большую приверженность проекту, осознание и создание общего результата. Однажды когда сотрудники этой компании обсуждали свои обороты с одним из западных партнеров, он оценил штат их компании в 30 человек. И был в глубоком замешательстве, когда узнал, что в компании работает всего 8 человек. Такой высокой производительности он не ожидал.

"Т": Каким будет формат Школы? Какие инструменты вы будете использовать?

Школа будет состоять из 4 модулей и пятого – сертификации. Каждый модуль длится по 3 полных дня. Программа начнется 6 октября и закончится в феврале. Перед началом программы я проведу интервью с каждым участником. Это необходимо для того, что бы проверить, насколько человек эмоционально готов к тому, чтобы быть коучем, ориентирован на развитие себя и других, а так же для того, чтобы познакомиться и сформировать бюджет доверия (если это возможно). Моей основной задачей будет сформировать максимально подходящую в плане эмоционального настроя и запроса группу. Кроме того, важно так подобрать участников, что бы они сами развивали друг друга. Ведь, по сути, они будут общаться друг с другом в течение полу года, в парах отрабатывать новые навыки, попеременно являясь коучем друг для друга.

Основная задача Школы - обеспечить максимальное количество практики. Так, на каждом модуле с помощью демонстрационных сессий я буду показывать новые инструменты. А после этого участники будут отрабатывать их в парах, прорабатывать разные темы, давать друг другу обратную связь. С первого модуля они получат электронный журнал регистрации, где будут отмечать количество проведенных сессий, оценку(что удалось, что нет), фиксировать обратную связь партнера и т.д. После каждого модуля они будут уходить на месяц и практиковать полученные навыки в реальной жизни. Это может быть практика в любых ситуациях, начиная от работы с подчиненными, заканчивая неформальной сессией - беседой с другом в кафе. За время Школы каждый участник должен будет провести минимум 40 часов коуч-сессий. Каждый следующий модуль будет начинаться с анализа прошлого месяца и полученного опыта. К концу четвертого модуля участники получат весь арсенал коучинговых техник, сформируют понимание того, как и какие именно техники можно использовать, какой инструмент и в какой ситуации работает наиболее эффективно.

На Школе мы так же отработаем большинство вопросов и тем, с которыми коуч может столкнуться в своей работе. Это и управление временем, и мотивация персонала и создание стратегии, и личностный рост и многие другие вопросы, которые касаются личной и профессиональной сферы. Каждый модуль будет посвящен какой-то одной обширной теме. А каждый участник с помощью постоянных упражнений проработает, прежде всего, себя самого. Определит свои цели, миссию и видение, место в пространстве. С помощью специального инструмента – коуч-кейса участники смогут разработать свой план на год во всех сферах жизни.

"Т": Что по итогам Школы в сухом остатке будет иметь и уметь каждый участник?

Во-первых, он будет владеть базовым арсеналом основных коучинговых техник и отработает навыки их использования, а также наметит пути дальнейшего профессионального роста.

Во-вторых, будет обладать эмоциональной компетенцией для того, что бы быть коучем. Например, такие специалисты не должны вовлекаться во время разговора с клиентом, они должны уметь правильно вести клиента, видеть общую картину и т.д. Участники разовьют интуицию для того, что бы подбирать наиболее эффективные для работы инструменты.

В-третьих, каждый участник будет иметь свою собственную разработанную программу целей с миссией, видением, задачами, намеченными долгосрочными и промежуточными целями и инструментами для их реализации. Для этого в ходе тренинга я буду проводить индивидуальные коуч-сессии с каждым участником школы, буду прорабатывать с каждым те темы, которые важны ему лично и необходимы, на мой взгляд, чтобы стать хорошим коучем.

"Т": Как будет проходить сертификация?

Условий получения сертификата и статуса профессионального коуча несколько. Во-первых, для этого нужно будет пройти тесты. Во-вторых, сдать своего рода экзамен. Для этого специально созданная экспертная группа будет оценивать три аудиозаписи коуч-сессий каждого участника. По этим записям будет видно, как человек ведет разговор, какие инструменты использует, как задает формат, достаточно ли хорошо чувствует клиента и т.д.

"Т": В чем уникальность Вашей Школы по сравнению с другими подобными школами?

По моим наблюдениям, обычно коучингу обучают так же, как и всем остальным технологиям – в течение трех дней "заваливают" участников инструментами, которые быстренько отрабатываются в упражнениях и специалист готов. Но коучингу не возможно научить за три дня. Это требует длительной предварительной подготовки, постоянной практики и, что не менее важно, развития человека в эмоциональном плане. В коучинге – это одно из самых главных требований. Программа нашей Школы растянута во времени. На первый взгляд кажется, что во время перерывов между модулями работа стоит на месте, и тренинг не идет. Но, на самом деле, тренинг начинается как раз после выхода с модуля, когда люди начинают практиковать.

Еще одно отличие заключается в том, что большинство программ по коучингу у нас ведут приезжие специалисты либо из Москвы, либо из западных стран. После программы такой ведущий не может оказать поддержку своим ученикам в той мере, в которой это могу и обычно делаю я.

Кроме того, в коучинге очень важно хорошо понимать и чувствовать клиента. Иностранные коучи просто не могут этого сделать, потому что являются людьми с другим менталитетом и мироощущением. Например, в свое время я покупала несколько коуч-сессий у самой Мерелин Аткинсон. Она начала вести меня по-американски и не задала многих полезных для меня вопросов только потому, что не живет и не работает в нашей среде (Хотя, нужно отметить, что даже такие сессии, хоть они и проходили с переводчиком из Киева, что осложняла работу, были очень эффективны в плане личных открытий и коучингового опыта). Я же работаю с отечественным бизнесом уже не первый год, и сама являюсь выходцем из этой среды. Поэтому хорошо знаю и понимаю сложности, страхи и риски наших предпринимателей, проблемы которые возникают в их компаниях и ожидания, которые они строят.

"Т": Виктория, последний вопрос - не боитесь ли вы, что ваш рассказ о коучинге будет такой же попыткой рассказать о вкусе ананаса, тем, кто его никогда не видел, как и многие другие?

Для того чтобы так не произошло, мы решили провести презентацию Школы в виде демонстрационной коуч-сессии. На ней я покажу, как работает коучинг. На презентации будут несколько моих клиентов, готовых участвовать в демонстрационной сессии. А также клиентом демо-сессии может стать любой из участников, по желанию, если его тема будет интересна группе. Такая презентация не решит проблемы глубинного понимания коучинга. Но она хотя бы поможет увидеть фрукт, о вкусе которого я пытаюсь рассказать. Некоторые участники смогут пройти индивидуальные пробные коуч-сессии (15-20 мин) со мной. Исходя из моего опыта, те, кто попробовал коучинг один раз, увлекаются им надолго.

Проект "Тренинги, семинары и конференции в Украине" благодарит Викторию Лысенко за интересные ответы и приглашает всех желающих на ПРЕЗЕНТАЦИЮ Школы коучей, которая состоится 7 сентября 2005 г.


Читайте также лучшие публикации раздела «Гость портала»:
Презентация «Школы тренеров» Консалтинговой группы «Живое Дело» (ранее ГК NORDIC)
[Консалтинговая группа "Живое Дело"]
[Консалтинговая группа "Живое Дело"]
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2019, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua