Коучинг групп и команд

15-16 марта в Киеве состоится МАСТЕР-КЛАСС одного из самых известных коучей России Александра Савкина "Коучинг групп и команд". В преддверии презентации своей программы Александр Савкин рассказал порталу training.com.ua о своем опыте использования и внедрения коучинга в компаниях.

Коучинг групп и команд
Коучинг групп и команд

"Т": Александр, Вы известный в России специалист по коучингу. Сейчас в Украине есть много трактований коучинга. Что такое коучинг в Вашем понимании?

Говорят, что коучинг лучше испытать, чем объяснить. Легче всего коучинг происходит, когда клиенты привлекают коуча, чтобы помочь установить цели, достичь лучшего качества жизни, изменить что-то, и, чаще всего, просто заработать больше денег. Психотерапевт обычно "спасает" клиента, часто обращаясь к прошлым событиям; коуч уже представляет человека, как здорового и полноценного, и работает в настоящем - то, что мы называем "превосходным настоящим".

Прежде всего, коучинг - это взаимодействие партнеров, несущих равную ответственность за этот процесс. Взаимодействие направлено на достижение целей, обозначенных клиентом в начале совместного пути. И коучинг – это, действительно, путь, движение к желаемому результату, который клиент и консультант проходят вместе.

Часто руководителю трудно обсуждать какие-то вопросы с подчиненными в силу различных причин, а с руководителями своего ранга - в силу необходимости сохранять коммерческие тайны в условиях конкуренции. С консультантом возможно установление доверительных отношений в условиях полной конфиденциальности. Кроме того, технология коучинга такова, что не требует детализации и подробностей.

Коучинг проходит в виде встреч "один на один", клиентами так же могут быть группы, команды. В ходе этих консультаций-тренировок используются специальные методики, направленные на раскрытие потенциала личности для максимизации ее собственной производительности и эффективности.

Русского аналога этого слова нет. Мало помогает и перевод. Коучинг по сути своей не является ни тренерством, ни наставничеством, ни психотерапией. Хотя можно найти области пересечения с любым из названных понятий.

Первое, что важно сказать - коучинг - вид психологического консультирования.

В последнее время коучинг представлен и как стиль менеджмента. Но об этом как о совершенно особой области коучинга - отдельно.

Никакое наставничество или психотерапия не позволены в отношениях коучинга. Именно его взаиморазвивающий характер играет роль - коуч и клиент обучаются, "прыгая" вместе, не требуя никакого "эксперта" или профессионального тренера. Коучинг - это процесс, в результате которого человек: осознает свое величие, осознает, что он "гигант выращенный пигмеями", "вспоминает" свой путь.

"Т": Как, по Вашим наблюдениям, меняется спрос на коучинг за последние годы в России?

Последние несколько лет продолжается стремительный рост интереса к коучингу у представителей самых разных профессий. Люди понимают, что тренинг не работает. Во многих статьях: я говорил о том, что тренинг полтора два месяца и все. Если вы хотите стабильного увеличения дохода это комплекс работ, на всех уровнях: на уровне личности, на уровне отдела, на уровне компании - все собирается вместе. Мы в последнее время в России проводим не просто тренинги по коучингу, а именно такие большие комплексные проекты. И тогда это работает.

"Т": А Вы можете привести пример таких комплексных проектов?

Да могу. Совсем недавно одна очень крупная компания пригласила нас в Москву. Руководитель компании поставил перед нами цель - внести ряд изменений, не снижая темпа развития компании. И при этом ни один специалист не должен уйти из компании. Собственник компании знал, что это практически нереально, но все равно настаивал на реализации именно такой задачи. В итоге нам удалось ее реализовать с потерей только одного человека, которого уволили, потому что он явно стал саботировать все изменения.

В подчинении президента находилось восемнадцать топ-менеджеров, на совещаниях происходил хаос. Поэтому нам Президент компании задачу поставил так: в его прямом подчинении должно остаться 5 топ-менеджеров, которые соответствовали бы определенным параметрам (вплоть до того, чтобы у них совпадало хобби). Причем желательно, чтобы это были привлеченные специалисты, лучшие не только в Москве, а в стране в целом. Для нас очень важной задачей в этом проекте было подготовить восемнадцать существующих менеджеров к тому, что грядут перемены, каждый менеджер должен был понять, что он может и не оказаться в числе тех пяти, которые будут " в верхушке". Была проведена двухдневная стратегическая сессия, на которой сотрудники сами составили параметры, по которым будут оцениваться, эти пять топ-менеджеров, исходя из тех целей и задач, которые были поставлены перед компанией. Обсуждение шло до тех пор, пока каждый, кто участвовал в собрании, с готовностью 90-95% не согласился с принятыми параметрами. Это было важно сделать, так как после этой сессии 18 топ-менеджеров поняли, что теперь они будут участвовать в общем конкурсе.

Этих пять лучших менеджеров, мы искали их по всей стране. В это же время внутри компании шла мощная не то что бы реклама, а, можно сказать, сопровождение этого проекта, мы каждый шаг описывали, и эта информация была доступна всем сотрудникам компании. Был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей. На каждую позицию было по три претендента. Для отобранных 15 человек и президента мы провели 3-х дневный тренинг. Это была деловая игра, в ходе которой все участники смогли полноценно повзаимодействовать и узнать друг друга в деле. После которой президент выбрал из 15 менеджеров 5 тех, которые ему подошли. Таким образом, было создано управленческое ядро. Все остальные получили другие должности в этой компании.

Потом были проведены тренинги "Руководитель и департамент". Именно для руководителей и департаментов. Задачей тренинга было формирование команды под этого руководителя, интеграции его в его подразделение. В течение четырех месяцев мы сопровождали работу компании, проводили коуч-сессии, работали в мини группах. В результате программа начала работать. У менеджеров возникали какие-то конфликты, но они научились решать их, у них уже было знание как это сделать, я просто помогал им.

Причем в компании на тот момент работало больше тысячи человек. Но за счет правильной организации групповых процессов во время внедрения изменений все сотрудники были заинтересованы в изменениях, каждый понимал, что он выиграет от этого.

"Т": 15-16 марта в марте вместе с компаний NORDIC Вы будете проводить Mастер-класс "Коучинг групп и команд". О чем эта программа?

То, что мы сейчас наблюдаем – это то, что люди, несмотря на то, что понимают как вести совещание, как организовывать творческие группы, организовывать командное принятие решений, проводить сессии стратегического развития, тем не менее, делают это чаще всего чисто формально. Я обычно привожу в пример фильм "Начальник Чукотки". В этом фильме у чукчи выменивали пушнину на патефон. В итоге у чукчи оказался патефон, но звука от него не было.

Так вот все вышеперечисленные мероприятия - это труба без самого воспроизводящего устройства. А как сделать, чтобы люди работали, чтобы они создавали? Вот об этом и будет мой мастер-класс.

Еще один пример. Как-то я наблюдал, как крупнейшая международная компания организовывает для себя стратегическую сессию. Для этого они приглашали сотни внешних консультантов на стратегическую сессию, планировали на 15 лет вперед. Я спрашиваю, зачем для этого приглашать сотни консультантов, если Вы сами ведущая в мире компания? Они мне ответили, что им необходимы для этого внешние специалисты. Я предложил: давай сделаем такой процесс – сначала на стратегической сессии свои предложения будут делать специалисты компании, а потом консультанты. Я организовал процесс так, чтобы эти люди говорили без страха того, что их будут критиковать, посмеиваться над ними. Все это они выписали и потом обратились к консультантам, чтобы те добавили что-то еще. Оказалось, что добавить было практически нечего. Впрочем, консультанты кое-что подтвердили, а кое-что нет. Но и на это специалисты компании ответили, что знают это сами.

Таким образом, создавая процессы управления группой или командой, мы получаем информацию, которая находится внутри коллектива. Принято думать, что знания находятся во вне, что кто-то другой знает все лучше нас. На самом деле, знания находятся внутри. И важно уметь их доставать. Более того, создавая такие условия, работая с внутренним потенциалом своих же сотрудников, Вы создаете такие условия в компаниях, когда люди будут удерживаться в ней, а не убегать. Их будет тяжело перекупать и переманивать. Они будут лояльны, потому что у каждого сотрудника создается ощущение что здесь "меня уважают", "меня ценят", "мои знания используются", "мой потенциал развивается".

Мой мастер-класс как раз о том, как правильно работать с группой так, что бы "доставать" из нее внутренние знания, чтобы максимально задействовать и использовать ее потенциал.

"Т": А чем отличается коучинг групп и команд от тез техник работы с группой, которые дают на тренерских Школах тренерам?

Коучинг в группе позволяет достигать соглашения по поводу действий, которые будут эффективны и являются жизненно необходимыми. Попутно в группе повышается уровень доверия между ее членами и возникает разделение риска.

Определяются измеримые критерии результата, которого надо достичь. Участники присваивают себе ответственность за принятые решения и обретают уверенность, что это они могут делать сами, силами вот этой группы.

Результат такой работы: четкий план действий со сроками, системой мониторинга.

Технологии, которыми обладает коуч-консультант, позволяют руководителям и командам найти новые и оптимальные для себя пути и сроки достижения целей и обеспечивают минимизацию рисков на этапе внедрения изменений.

Принято думать, что знания находятся во вне, что кто-то другой знает все лучше нас. На самом деле, знания находятся внутри. И важно уметь их доставать.

"Т": Для кого эта программа?

Эта программа для руководителей, HR - менеджеров, консультантов, коучей и тренеров.

Для всех этих групп специалистов на мастер-классе будут полезные инструменты.

Во-первых, потому что всем им приходится работать с группами. Руководителям и HR - менеджерам участие в этой программе даст возможность повысить эффективность проводимых совещаний и собраний.

Коучам участие в этой программе даст возможность отработать свои навыки работы с группой. Ведь чаще всего коучи практикуются в индивидуальном консультировании. В то время, как коучинг – это блестящий инструмент для групповой работы.

Тренеров участие в мастер-классе усилит в вопросах ведения тренингов, развить способность управлять группой в условиях неопределенности, быстро принимать решения, выбирать методы работы, адекватные сложившейся ситуации.

Во-вторых, потому что мой подход к проведению тренингов такой, что программу в самом начале тренинга я адаптирую под запрос группы, которая фактически собралась.

"Т": Какие еще интересные темы есть у Вас в арсенале? Что еще интересного следующее Вы могли бы привезти, что еще интересного вы бы могли к нам привезти?

Мы разрабатываем много новых и актуальных программ для обучения руководителей, менеджеров высшего и среднего звена, программы для консультантов, психологов, тренеров, для обучения персонала, программы по личностному росту.

Сейчас в России у нас пользуются спросом такие программы как "Управление в стиле коучинг", "Коучинг как инструмент развития персонала". "Изменения в организации-интегральный подход". "Коучинг как стиль консультирования и управления" и т.д.

СПРАВКА:

Александр Савкин - директор и соучредитель"Тренинг-Центра А. Савкина" и НОУ ДПО "Институт коучинга", коуч-консультант. Соавтор первой российской книги о коучинге "Коучинг по-русски – смелость желать". Инициатор и организатор первой российской Международной конференции по коучингу (22-25 ноября года Санкт-Петербург – Москва), Санкт-Петербург. Работает в организационном консультировании с 1992 года.

В 2005 году вошел в пятерку номинантов на звание "Лучший тренер года" (выставка и конференция "Тренинг 2005").

Основные направления деятельности:

  • — Индивидуальный коучинг первых лиц, проведение и сопровождение изменений в организации (реструктуризации, внедрение новых технологий, освоение новых рынков – продуктов и региональных, диверсификация), программ внедрения различных инноваций как в отдельных подразделениях, так и в целом в организации.
  • — Разработка и проведение корпоративных и открытых программ по различным направлениям психологии бизнеса, в том числе и эксклюзивных программ "Коучинг как стиль менеджмента", "Коучинг для консультантов". Новые программы – "Интуиция в бизнесе", "Школа тренеров", "Эмоциональная компетентность менеджера".
  • — Разработка программы подготовки коучей по двухгодичной программе в Институте коучинга, проведение различных блоков этой программы и супервизий.

Тренинги формирования и развития лидерских качеств, проводимые как в зале, так и в природных условиях.


Читайте также лучшие публикации раздела «Гость портала»:
Строим систему обучения персонала
[Golden Staff, Центр Бизнес-Обучения]
Презентация в «Эрнст энд Янг»
[Академия бизнеса EY]
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2019, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua