22 00:00:00 апреля 2010
               

Как превратить проблему в начало стратегических изменений

Автор: Олег Хомяк, генеральный директор консалтинговой группы НАУ Источник: Журнал HRMagazine, № 11, 2007
Личная эффективность →  Конфликтология

Проблемы — событие неприятное, и первое, что делает всякий нормальный человек, — пытается от них избавиться: не обращать внимания или найти крайнего (вплоть до жизни в целом). Обычно — помогает мало. Еще один вариант — поменять окружение (уволиться, развестись, переехать, перестать общаться и т. д.).

Как превратить проблему в начало стратегических изменений
Как превратить проблему в начало стратегических изменений

Такая стратегия в некоторых случаях работает (если проблема решена по сути), а в некоторых — нет: проблемы могут повторяться и в новом окружении. То есть проблемы являются важной конструкцией нашей жизни. В таком случае важно не избавляться от них, а использовать для задач жизни.

Можно условно выделить два источника появления проблем.

  • — Внутренние ограничивающие установки субъекта. В таком случае можно сказать, что субъект сам порождает проблемы. Но так как человек не признает наличие ограничивающих установок в себе, то и не берет ответственность на себя и пытается ее переложить во вне (погода, правительство, начальник, клиент и т. д.). Такую ситуацию можно назвать «кризисом прошлого».
  • — Вызов жизни. В таком случае проблемы является результатом, того, что в жизни человека появились совершенно новые обстоятельства, с которыми ранее в жизни он не сталкивался. То есть требуется принципиальное обновление. Здесь от человека опять же требуется принять вызов — и ответить. В данном случае мы имеем дело с «кризисом нового».

В обоих случаях проблемы — требование жизни (а не сознательного желания человека) провести некоторые изменения. Не просьба, а требование, поскольку избежать их невозможно, только решить. Для этого проблемы необходимо перевести в задачи. Проблема мешает, но почему она случилась и как с ней справиться — непонятно. Задачу мы знаем, как решать, нужно только наше действие. Чтобы проблему перевести в задачу, требуется понять смысл происходящего: на решение какой задачи указывает существующая проблема?

1. Выслеживаем проблемы — готовим «пищу» для изменений

Можно прорабатывать конкретную проблему, а можно сначала осознать и структурировать все проблемное поле (насколько это возможно).

  • — Сделайте список «напряжений» вашей жизни. И не сдерживайте себя. И не анализируйте по ходу. Просто запишите все то, от чего вы хотите избавиться, или то, что хотите изменить.
  • — Структурируйте, к какому жизненному контексту относятся «напряжения» (основные контексты — семья, парные отношения, личностный рост-развитие, работа, здоровье).
  • — Структурируйте список: проблемы-состояния-ситуации. Говоря о проблеме, мы можем ее формулировать в терминах деятельности (не могу договариваться с авторитарными людьми, не получается завершать дела в срок). Так же — в терминах состояний (чувствую неуверенность, хаотичность и сумбурность). И через события (не могу договориться с Х, не успел отправить предложение клиенту в срок и потерял потенциальный контракт). То есть проблемы важно сформулировать в трех вариантах: как проблемы деятельности или отношений, как связанные с ними состояния, и 2–4 примера конкретных проблемных событий.
  • — Проранжируйте проблемы: что, как вам кажется, является наиболее проблемным. Соответственно, какой жизненный контекст является наиболее проблематичным на данном этапе вашей жизни.

Общий список важен, ведь значительная часть проблемных ситуаций будут взаимосвязаны. И эти связи будут важны для поиска системных решений.

2. Проясняем событие

Уточнение проблемы предполагает изучение конкретных событий, в которых эта проблема проявляется. Необходимо будет восстановить в памяти все детали каждого события. Причем важны именно детали, мелочи и все то, что не кажется важным, а возможно, даже странным. Обычно наиболее ценная информация «прячется» от нашего внимания в странностях и мелочах. Вспоминать необходимо «объемно», то есть отмечая совпадения, последовательности и взаимосвязи. На время полезно стать «сыщиком». Будут важными следующие детали (что вы видите, слышите и чувствуете).

  • — Где происходит событие: место, предметы, расположение, освещенность и т. п.
  • — Участники, присутствующие реально в событии и влияющие косвенно. Какова роль каждого участника в событии? Каковы цели и интересы каждого участника?
  • — Ход события — с чего начинается, что происходит и в какой последовательности. Попробуйте увидеть ход события с позиции каждого участника.
  • — Что делаете и чувствуете вы и что делают другие участники события? Крайне важно осознавать: как связаны ваши действия и чувства с действиями других лиц или иной поступающей извне информацией. Как вы воспринимаете и интерпретируете происходящее?

Вспоминать желательно как бы изнутри (ассоциировано), так как вы это переживали в реальном событии, а не диссоциированым «взглядом со стороны» (иначе не восстановим внутренние переживания в процессе события).

3. Проблематизируем проблему

Определите критические точки события. При ассоциированном воспоминании события эти точки субъективно переживаются как самые болезненные или как точки, «в которых все началось» (имеется в виду проблема). В этих точках эмоции достигают пиковых значений.

Медленно «проживите» критические точки несколько раз, соотнося то, что происходит вовне, вашу активность, ваши чувства и мысли: на что именно вы реагируете критическим изменением внутреннего состояния. Это может быть отдельное слово, мимика, жест, взгляд, конкретная информация. Что вы в этот момент чувствует? Какую испытываете эмоцию? Что при этом происходит с телом (мимика, поза, движения), какие телесные ощущения возникают? Все эти нюансы важны, чтобы «поймать» проблему. «Зафиксировавшись» вниманием в критической точке — осознавайте и переживайте сам пик проблемы. Это неприятно, но позволяет двигаться «в глубь» проблемы, осознавая особенности того содержания нашего ума, которое способствует возникновению проблем.

Как вы себя чувствуете в этой ситуации (глубинные чувства), как ощущаете свое я? Как вы ощущаете мир? Каковы роли в отношениях «я-мир»? Во что вы верите, находясь в этом состоянии, что считаете правдой жизни (убеждения), чего вы опасаетесь (страхи), почему вы боитесь того, чего боитесь, что для вас важно (ценности)? По сути, мы выявляем свою персональную философию, ту философию, которая способствует попаданию в проблемные ситуации. Негативное ощущение «я-мир» (идентификации), не проработанные страхи и ограничивающие убеждения и являются внутренней причиной проблемы (ограничивающий комплекс).

4. Выясняем, насколько проблемы проблематичны

Теперь важно определить, насколько данный комплекс присутствует в нашей событийной реальности.

Концентрируясь на ограничивающем комплексе, осознавайте его представленность в вашей жизни (сегодняшней, прошлой). Насколько он (комплекс) в действительности создает проблемы? Возможно, вы так реагируете часто, а может быть, редко, но метко, в наиболее важных ситуациях. Каковы цена этого «комплекса», чем и в каких масштабах вы расплачиваетесь за него?

Очень болезненный, но важный шаг. Представьте, как вы будете выглядеть через 15-20-30 лет, если вы никогда в жизни не избавитесь от ограничивающего комплекса и будете и в дальнейшем реагировать также и с той же интенсивностью и частотой? Попробуйте увидеть себя со стороны: ваша осанка, ритмика движений, во что вы одеты, кто и что вокруг вас, и самое главное — выражение вашего лица и ваш взгляд. Скорее всего зрелище малоприятное. Созерцайте это будущее, желательно до состояния отвращения и тошноты. Это формирует «негативную» мотивацию (мотивация «от»), зачастую и являющуюся основным стимулом к изменениям.

5. Переводим проблемы в задачи и формируем позитивную мотивацию

Однако мотивация «от» не указывает нам, куда именно направить изменения? Можно глубоко и надолго застрять в негативном переживании, поскольку из него нет очевидного выхода. Как говорил Брюс Уиллис в фильме «Последний бойскаут», «небо синее, вода мокрая, жизнь — дерьмо». Это депрессия. От нее обычно спасаются бегством (еда, секс, дела, болтовня и т. п.). Что позволяет так остро не переживать драматизм жизни. «Не переживать» — значит «не жить».

Итак, ключевое значение для перевода проблемы в задачу имеет следующий вопрос: «что мною потеряно в этой ситуации? какого качества (состояния) мне недостает?». И не старайтесь ответить логически. Сначала почувствуйте ответ как состояние, а потом осознайте и назовите. Вы на самом деле знаете ответ, иначе не существовало бы проблемы, не было бы страдания. Проблема — следствие несовпадения реального и ожидаемого. Страдать можно, только если знаешь, что потерял (или что ищешь). Ответ обычно формулируется в 1–2 абстрактных словах (уверенность, зрелость, сила), но для каждого конкретного человека эти абстрактные слова обозначают совершенно конкретное переживание.

Проблемы являются важной конструкцией нашей жизни. И важно не избавляться от них, а использовать для постановки и решения жизненных задач

Теперь о позитивной мотивации (мотивация «к»). Представьте, что это найденное качество уже является качеством вашего характера и попробуйте увидеть, как вы будете выглядеть через 10-20-30 лет, если проживете это время с таким качеством, с таким характером: ваша осанка, ритмика движений, во что вы одеты, где и что и кто вокруг вас, а также выражение вашего лица и ваш взгляд. Нравится ли вам этот образ? Действительно ли стоит стремиться к такому будущему? Если вы ответили да, то вы уже практически сформулировали стратегическую цель на текущий жизненный этап.

Повторите предыдущие этапы с несколькими разными проблемами. Вы с удивлением обнаружите, что значительная часть проблем крутятся вокруг 3–4 тем. Что позволяет нам вырабатывать системные решения в нашей жизни.

6. Принимаем решение

Итак, у нас есть две перспективы, два варианта будущего: пессимистический и оптимистический. Причем первый гарантирован, в том смысле, что для его достижения не нужно прилагать никаких усилий: если ничего не менять — он наступит сам по себе. Второй возможен как результат личных усилий, но не гарантирован. Только теперь человек находится в ситуации выбора, как богатырь перед камнем на дороге. И то, что недавно было проблемой, от которой хотелось избавиться, теперь является исходной точкой для стратегических изменений в жизни. Негативная и позитивная мотивация создают ощущение значимости и смысла, решимости для осуществления изменений.

7. Как создать поддерживающую среду?

Важно помнить, что, сформулировав цель изменений (определив задачу), мы пока еще ничего не изменили. Разве что появился смысл в проблемных ситуациях и понимание направления необходимых изменений. Однако, прежде чем осуществить необходимые изменения, нужно набраться сил. Для этого сосредоточьтесь на цели (желаемое качество) и попробуйте ответить на представленные ниже вопросы.

  • — Переживали ли вы это состояние ранее: когда и в каких условиях? Если «да», то это укрепляет уверенность в том, что это качество может из эпизодически проявляющегося перейти в устойчивую черту характера. Если «нет», продолжаем отвечать на вопросы.
  • — Вспомните кого то, кто является носителем этого качества. Эти «кто-то» могут быть: ваши реальные знакомые, реальные люди, о которых вы слышали, читали или видели по телевизору, герои литературных произведений, спектаклей и фильмов. Настройтесь на них, прочувствуйте их, примите их в качестве коучей. Когда вы вспоминаете этих людей, это дарит уверенность в том, что такое качество достижимо в принципе.
  • — Изучите это качество — что о нем говорят, пишут.
  • — Проработайте те ваши убеждения, стереотипы и страхи, которые блокируют это качество. Вы должны были выявить их на этапе исследования проблемной ситуации. По поводу страхов — выясните, что реально вам угрожает и как вы можете обезопасить себя. По поводу стереотипов (что такое хорошо и что такое плохо) — смело идете к своему уникальному варианту жизни, сомневайтесь в том, что общепринято, и ищите то, что вашу жизнь сделает лучше (а значит и жизнь тех, кто рядом). Раз общепринято, значит для всех и ни для кого конкретно. По поводу сдерживающих убеждений — снимите ореол всесильности с этих убеждений, определите их границы: ситуации, в которых эти убеждения правильны, и ситуации, в которых эти убеждения неправильны. И тогда, вместо «все, всегда, никто, никогда, везде, нигде, должен и не могу» появятся «некоторые, иногда, в некоторых ситуациях, хочу». По поводу же ограничивающих идентификаций (я — не о’кей, ты — не о’кей) помните, что, по сути, все мы позитивны. По Ветхому Завету все мы созданы по образу Божьему (то есть образец, идеал в нас уже содержится), и уподобиться этому образу (по образу и подобию) — персональная задача каждого. А всякие сомнения в своей чистой природе (и по поводу других) и есть самый большой грех. В буддизме считается, что человек изначально обладает природой Будды, но страдает от неведения. В Тантре — мужчины — боги, женщины — богини, только опять же забыли об этом. Так что долой сомнения в себе и мире. Все-таки есть сугубо практическая польза думать о себе и мире позитивно.

Вышеприведенные вопросы должны помочь человеку накопить силу для осуществления изменений. Сила — это уверенность в том, что 1) стоящая перед нами задача значима для нашей жизни, 2) она достижима в принципе, 3) мы обладаем возможностями для ее достижения, 4) мы достойны этой цели. Когда силы мало, человек естественным образом будет откладывать действия (не время), когда сил достаточно — сложно удержаться от активности.

8. Создаем программу изменений

Все аспекты нашей жизни взаимосвязаны, и меняя что-то в одном месте, мы сразу же «трогаем» другие места. Еще раз, бросив взгляд на список проблем, определите наиболее критические точки, решив которые, вы сразу радикально измените ситуацию своей жизни, и многие мелкие проблемы исчезнут как факт. То есть теперь все задачи изменений важно упаковать в один проект. Навыки проектного и управленческого мышления здесь только помогут.

Все аспекты нашей жизни взаимосвязаны, и меняя что-то в одном месте, мы сразу же чувствуем потребность в изменении еще чего-то

Определите также тех людей, которые будут сопротивляться вашим изменениям (просто они привыкли к другому варианту, и новый вариант им невыгоден либо они думают, что невыгоден). С этими людьми необходимо трансформировать отношения (и придется пройти через конфликты и откровенные разговоры) либо, если «они» активно отказываются от сотрудничества, отношения стоит свести к минимуму, хотя бы на период значимых изменений. Зачастую в числе подобных людей оказываются близкие и те, от кого мы зависим (руководители) или нам кажется, что зависим. К факту сопротивления надо готовиться заранее, иначе есть риск потерять мотивацию к изменениям, столкнувшись с неожиданными событиями. Помните: просто так вас никто не отпустит. Надо договариваться.

Также полезно определиться с «группой поддержки»: кто те люди, которые будут вам способствовать и окажут поддержку. Укрепите с ними отношения, станьте для них интересными, общайтесь с ними чаще. Пусть они станут вашей референтной группой.

9. Событийная инициация изменений

А теперь, определив ближайшее событие, в котором Вы можете осуществить изменения, — действуйте без сомнений, с решимостью. И отпразднуйте первые успехи.


               
Читайте также лучшие публикации раздела «База знаний»:
Эффективные продажи для топ-менеджмента 15 апреля 2010
Личная эффективность 12 апреля 2010
Управления результатом: новые парадигмы и методы 8 апреля 2010
Личностный рост: конечный пункт или образ жизни? 6 апреля 2010
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать Тренинги, семинары, учебные курсы по конфликтологии в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2019, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua