Моделирующие игры: приятно и полезно

Источник: портал Тренинги в Украине
Компания: CBSD

Игры давно используются как инструмент обучения и развития персонала. Однако игры играм рознь. Когда и во что полезно играть сотрудникам крупнейших российских и международных компаний, рассказывают старшие тренеры-консультанты CBSD/Thunderbird Russia Олег Иванов и Елена Алешина.

Моделирующие игры: приятно и полезно
Моделирующие игры: приятно и полезно

Что такое моделирующие игры и чем они отличаются от «веревочных» курсов по командообразованию?

Олег Иванов, старший тренер-консультант CBSD/Thunderbird Russia

О. И.: Как правило, у активных игр из серии «перетягивание каната» одна цель- создание командного духа. Здесь все друг друга должны узнать ближе, участвуя в решении коллективных задач, как правило, развлекательного характера. Эти задачи не имеют ничего общего с повседневным бизнесом — люди просто отдыхают. В то же время в моделирующих играх очень велика утилитарная составляющая, и она не сводится к командообразованию. Так, если говорить о «Золоте королей пустыни» (1), то это отработка навыков принятия решений, сбора информации, планирования и т. п. А вот игра «Обещания, обещания!» (2) ближе к тимбилдингу: в ней решаются задачи эффективного общения между сотрудниками внутри крупных компаний.

Е. А.: В моделирующих играх люди проживают жизнь в реальности, соотносимой с рабочей обстановкой. Находясь в вымышленном мире (будь то пустыня или необитаемый остров), участники решают такие задачи, которые на 99% отражают то, что происходит на рабочем месте.

Моделирующие игры проходят, как правило, в помещении, а «веревочные» курсы — на открытом воздухе. Это по-разному сказывается и на динамике процесса, и на восприятии участников.

Можно ли выделить единый принцип, объединяющий все моделирующие игры и отличающий их от всех других методов обучения?

О. И.: Я не стал бы выделять один какой-то принцип. Однако есть ряд отличий, которые определяют специфику моделирующих игр. Во-первых, это некая заданность сценария — количество выборов, которые может делать участник, конечно, ограничено. Во-вторых, это искусственный мир, который действует по своим правилам и в то же время перекликается с реальностью. Это значит, что участники, находясь в игре, неизбежно переносят туда привычные модели поведения. Вот тут-то им и становятся видны, как на ладони их собственные ошибки. И они уже не могут сослаться на свою производственную реальность: «…А у нас вот так», «Все из-за них…" и т. п. А поскольку это все же игра, люди готовы в большей степени принять обратную связь в этой ситуации, поскольку снимается необходимость защиты, которая часто мешает им увидеть недостатки в собственной работе.

Елена Алешина, старший тренер-консультант CBSD/Thunderbird Russia

Е. А.: Моделирующие игры очень наглядны: там задействованы все каналы восприятия. Одежда, картинки, музыка, свет — все это составляет игровую реальность. Естественно, такая мультисенсорность многократно повышает эффективность восприятия, запоминания, а значит, и вероятность изменения поведения.

И все-таки моделирующие игры — это не панацея. Есть ли ограничения по использованию игр, где они перестают быть эффективными?

О. И.: Эффективность любого тренинга может определяться только одним — соответствием результату, поставленной задаче. Если мы хотим улучшить навыки принятия решений, которые будут выражаться в более тщательном планировании, значит, мы это будем учитывать еще на этапе планирования игры. Мы сравниваем, какой была эффективность принятия решений у них на работе до игры и какой она стала после того, как их заставили об этом задуматься и пройти через пустыню. Для каждой задачи свой инструмент. То есть где-то мы и «канаты перетягиваем», где-то проводим тренинг с целью передачи знаний и технологий (hard skills) (3). Для чистой передачи знаний моделирующие игры не годятся.

Е. А.: Игры дают эмоциональную атмосферу, способствующую пониманию. Плюс этого метода в том, что люди любят играть в игры. В то же время игры дают скорее эффект осознания, чем обучения. Это может быть осознание уже имеющихся способностей или понимание того, чего человеку недостает, чтобы работать лучше.

Есть сомнение, что за четыре часа игры может как-то измениться уровень осознания или даже сама мотивация людей…

О. И.: Дело не в продолжительности того или иного тренинга. Игру с разбором мы можем делать и 8, и 16 часов, в зависимости от ее цели. Кроме того, ее можно интегрировать в классический тренинг. У нас в CBSD есть тренинг «Принятие решений и решение проблем», который проходит в трехдневном формате. Если включить игру в тренинг, то множество выводов, которые делаются в формате классического обучения либо подтвердятся, либо отойдут на второй план в игре. Это работа над одной задачей, но на разных уровнях.

Насколько важен фактор развлечения в игре?

О. И.: Можно расставлять разные акценты. В мировой практике есть случаи, когда из игры делали полномасштабное шоу для нескольких тысяч участников — с пиротехникой и массой другой атрибутики. У CBSD все-таки другая специфика. Яркие эмоции для нас важны только как фон, как некий мотивирующий фактор. Для нас больше важен результат, чем процесс.

Есть ли информация о том, как давно моделирующие игры появились в России? Какие у них перспективы на будущее?

О. И.: Когда игры появились в России, я точно сказать не могу. Знаю, что «Золото королей пустыни» — это известная на рынке «игрушка». Сама по себе эта игра уже стала классикой жанра, даже есть книга о ней. Менее известна игра «Обещания, обещания!», хотя у нее много возможностей для решения задач внутрикорпоративной коммуникации.

Е. А.: Я бы сказала, что моделирующие игры стали активно проводиться в России с середины девяностых. Перспективы у этой методики очень большие — думаю, в скором будущем у нас появятся несколько новых игр. Это связано не только с общей потребностью в новых формах обучения. Дело в том, что игры позволяют охватить 60–100 и более человек. Когда столько людей получают один и тот же massage (4), есть шанс, что стиль поведения в компании действительно изменится.

(1) — Моделирующая игра, в которой участники осознают все преимущества работы в команде, эффективности стратегического планирования, постановки целей и принятия рискованных решений. Участники поставлены в условия ограниченности времени и ресурсов, как в ежедневной работе. В ходе игры участники должны пройти все испытания, собрать как можно больше золота и вернуться домой живыми.

(2) — Моделирующая игра, которая дает участникам опыт решения сложных ситуаций, возникающих при работе в команде. Представляя недавно избранных политиков из 10 стран, участники программы должны выполнить те обязательства, которые были на них возложены во время предвыборной кампании.

(3) — «Твердые навыки».

(4) — Послание, сообщение.

Для получения дополнительной информации связывайтесь с менеджером компании:

CBSD

(044) 501-85-57, (050) 311-53-02
Не забудьте сообщить, что Вы звоните с портала TRAINING.COM.UA
Отметить результат звонка?
Электронная почта:  Отправить сообщение
Контактное лицо: Алена Бердникова
Читайте другие пресс-релизы:
Тренерство как стиль жизни. Презентация Школы тренеров [МКГ Аллы Заднепровской "Живое Дело"]
PM-Форум: неделя до встречи профессионалов [Технологии Управления Спайдер Украина]
 → Перейти в раздел "Пресс-релизы"
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы в виде аудиторных программ по командообразованию в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.

 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua