Когда без Антимонопольного никак не обойтись

Автор: Татьяна Донец, «Дебет-Кредит» №19/2006

Иногда даже обычная покупка акций (долей) субъекта хозяйствования или создание хозяйствующего субъекта может требовать согласования с Антимонопольным комитетом Украины

Когда без Антимонопольного никак не обойтись
Когда без Антимонопольного никак не обойтись

Когда без Антимонопольного никак не обойтись

Об Антимонопольном комитете Украины (АМК) слышали все, но многим и в голову не приходит, что и многие мелкие операции могут попасть под пристальное внимание этого комитета. Даже обычная покупка акций (долей) другого субъекта хозяйствования или создание хозяйствующего субъекта может требовать согласования с АМК. Попробуем проанализировать, кто, при каких условиях и в каком порядке должен получать разрешение АМК.

Что согласовывается с АМК?

Закон о защите конкуренции определяет операции, требующие при определенных условиях (о них — ниже) предварительного согласования с АМК. Такие операции Закон называет концентрацией.

Итак, концентрацией является:

1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому;

2) приобретение непосредственно или через других лиц контроля над другими субъектами хозяйствования, в частности, путем:

— приобретения в собственность активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования;

— получения права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования;

— назначения или избрания на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, уже занимающего одну или несколько из перечисленных должностей в других субъектах хозяйствования, или создания ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательных или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица;

3) создание субъекта хозяйствования двумя и больше субъектами хозяйствования;

4) приобретение в собственность или получение в управление долей (акций, паев), обеспечивающее достижение 25 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

Как видно из приведенного перечня, операций, являющихся концентрацией, очень много. В этом перечне — и создание субъектов хозяйствования, и приобретение акций (долей), и даже назначение (избрание) на руководящие должности. При определенных обстоятельствах приведенные операции требуют предварительного согласования с АМК.

Условия получения разрешения АМК

Согласно ст. 24 Закона о защите конкуренции, концентрация может быть осуществлена только при условии предварительного разрешения АМК в случаях, когда совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров (далее — финансовые показатели) участников концентрации за последний финансовый год, в том числе за рубежом, превышает сумму, эквивалентную 12 миллионам евро, и при этом:

— финансовые показатели, в том числе за рубежом, не менее чем у двух участников концентрации превышают сумму, эквивалентную 1 миллионам евро, и

— финансовые показатели в Украине хотя бы одного участника концентрации превышают сумму, эквивалентную 1 миллиону евро.1

Попробуем объяснить проще, но сначала выясним, кто такие участники концентрации.

Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции, участниками концентрации являются лица, намеревающиеся осуществить концентрацию, и лица, в отношении которых будет осуществляться концентрация. Например, при создании предприятия участниками концентрации будут все потенциальные учредители. При приобретении акций (долей) участником концентрации будет эмитент (субъект, акции (доли) которого будут приобретаться), и лицо, намеревающееся приобрести акции (доли). При слиянии (присоединении) участниками концентрации будут предприятие, намеревающееся слиться (присоединиться), и предприятие, с которым (к которому) будет осуществляться слияние (присоединение).

Обратите внимание: при подсчете финансовых показателей учету подлежат:

1) показатели не только самих участников концентрации, но и лиц, связанных с ними отношениями контроля. Определение "контроля" приведено в ч. 4 ст. 1 Закона о защите конкуренции. Вот пример: ООО "Х" желает приобрести более 25% акций ЗАО "Z". Чтобы определить, необходимо ли получать разрешение на концентрацию, следует подсчитать финансовые показатели ООО "Х", ЗАО "Z", а также тех компаний, в которых эти субъекты являются учредителями (участниками) и владеют более чем 25% голосов в высшем органе, затем учесть и показатели тех компаний, в которых последние являются учредителями (участниками)... и так до "седьмого колена". При проведении подсчетов следует помнить о связанных физических лицах. А ими, согласно ч. 4 ст. 1 Закона о защите конкуренции, являются супруги, родители, дети, братья и сестры;

2) финансовые показатели компаний, в которых "пересекаются" руководители (заместители руководителей) исполнительного или наблюдательного органа, а также больше половины членов правления исполнительного и наблюдательного органа;

3) показатели тех субъектов, которые могут осуществлять контроль (решающее влияние) на хозяйственную деятельность участников концентрации через наличие договоров о совместной деятельности и т. п.

Короче говоря: если вы решили тщательным образом подойти к подсчету финансовых показателей, следует нарисовать корпоративную схему связей — этакую "родословную", и учесть каждого субъекта.

Пример 1 ООО "А", "Б" и "С" — потенциальные учредители предприятия. У ООО "А" и "Б" значительные объемы реализации, есть активы. ООО "С" — только что создано, не ведет деятельности и не имеет активов.

При подсчете объемов реализации и активов за последний финансовый год оказалось, что:

у ООО "А" финансовые показатели на уровне 10 млн евро (включая "заграничные" показатели), при этом финансовые показатели без учета "заграничных" — 2 млн евро;

у ООО "Б" финансовые показатели 3 млн евро (включая "заграничные"), при этом 800 тыс. евро — без "заграничных";

у ООО "С" финансовые показатели на уровне 0 млн евро.

Нужно ли получать предварительное разрешение АМК на создание этими субъектами предприятия?

Да, нужно, ведь выполнены все три условия:

1) финансовые показатели всех участников составляют 13 млн евро (учитывая "заграничные"). Выполнено первое условие;

2) у двух участников (ООО "А" и ООО "Б") финансовые показатели 10 млн евро и 3 млн евро соответственно (учитывая "заграничные"). Выполнено второе условие;

3) у одного участника (ООО "А") финансовые показатели без учета "заграничных" составляют 2 млн евро. Выполнено третье условие.

Пример 2 ООО "А", "Б" и "С" — потенциальные учредители предприятия. У ООО "А" финансовые показатели составляют 13 млн евро. У ООО "Б" и ООО "С" — 0 млн евро.

Нужно ли получать предварительное разрешение АМК на создание этими субъектами предприятия?

Нет, не нужно, поскольку выполнены первое и третье условия, но не выполнено второе условие.

Порядок получения разрешения

Если у вас есть сомнения по поводу необходимости получения разрешения АМК на концентрацию, вы можете обратиться в органы АМК с заявлением о предоставлении предварительных заключений относительно концентрации субъектов хозяйствования (ст. 29 Закона о защите конкуренции).

Органы АМК могут предоставить информацию касательно:

— возможности предоставления или отказа в предоставлении разрешения на концентрацию;

— необходимости или отсутствия нужды в получении разрешения на концентрацию;

— недостатка информации для какого-либо заключения.

Если сомнения в необходимости получения разрешения отсутствуют, следует обратиться в АМК Украины или в административную коллегию АМК. Конкретная подведомственность заявлений по вопросам концентрации определена п. 3.7 Положения о концентрации.

Согласно указанному Поло¬жению для получения предварительного разрешения на концентрацию следует представить соответствующему органу АМК ряд документов, конкретный перечень которых определяется в зависимости от способа концентрации. Приведем те документы, которые подаются для всех способов концентрации:

1) заявление с обязательным указанием необходимой информации, определенной п. 3.8 Положения о концентрации;

2) копии учредительных документов всех участников концентрации, копии свидетельств о регистрации, решения (протоколы) о слиянии (присоединении, создании, приобретении и т. п.);

3) списки лиц, которые входят в состав наблюдательного совета или исполнительного, контрольного органов, исполняют обязанности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера участника заявленного действия. По каждому лицу предоставляется информация о других субъектах хозяйствования, в состав наблюдательных советов или исполнительных, контрольных органов которых оно входит, с указанием занимаемых должностей;

4) список дееспособных физических лиц, являющихся: мужем (женой), родителями, детьми, братьями, сестрами физических лиц, входящих в состав субъектов хозяйствования — участников концентрации по следующей форме (см. образец).

Кроме приведенных документов, обязательно подается подтверждение оплаты. Размер оплаты за подачу заявления о предоставлении разрешения на концентрацию составляет 300 н. м. д. г. Если же предварительно были получены заключения относительно концентрации, размер платы уменьшается до 220 н. м. д. г.

Согласно п. 4.2.1 Положения о концентрации, срок рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию органом АМК составляет тридцать дней со дня его приема. Заявление считается принятым после 15 дней со дня его поступления, если в течение этого времени заявление не возвращено заявителю с уведомлением о несоответствии документов установленным требованиям.

Ответственность за концентрацию

Можно предвидеть, что реакция многих читателей на эту статью будет приблизительно следующей: "Мы уже столько лет работаем, уже столько операций осуществили и никогда не получали подобных разрешений... и ничего".

Да, можно согласиться и с тем, что органы АМК не проверяют всех подряд, точнее, просто не в состоянии проверить всех субъектов хозяйствования. Поэтому, вероятно, вы будете продолжать успешно осуществлять операции, являющиеся концентрацией, без разрешений АМК. Но согласно п. 12 ст. 50 Закона о защите конкуренции это будет считаться нарушением законодательства о защите экономической конкуренции.

Такое нарушение, согласно ст. 52 Закона о защите конкуренции, выльется в наложение штрафа в размере до 5% дохода (выручки) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф. Если же доход (выручка) отсутствует или же ответчик по требованию органов АМК не предоставит информацию о размере дохода (выручки), штраф налагается в размере до 10000 н. м. д. г. Кроме того, в случае необходимости размер дохода (выручки) органы АМК могут определить на основании информации, полученной из других источников.

Образец

1 При расчете объемов реализации товаров участников концентрации используется сумма дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом суммы налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других налогов или сборов, базой для налогообложения у которых является оборот, за последний финансовый отчетный год, предшествовавший подаче заявления. Средства, полученные от реализации товаров в рамках одной группы субъектов хозяйствования, связанных отношениями контроля, если такой учет ведется, не учитываются. Показатели подсчитываются из расчета курса НБУ, действовавшего на последний день финансового года.

Нормативная база

  • — Закон о защите конкуренции — Закон Украины от 11.01.2001 г. №2210-ІІІ "О защите экономической конкуренции".
  • — Положение о концентрации — Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предварительном получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования, утвержденное распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.02.2002 г. №33-р.
Для получения дополнительной информации связывайтесь с менеджером компании:

Киевский центр поддержки и развития бизнеса

(044) 361-84-30, 362-24-37
Не забудьте сообщить, что Вы звоните с портала TRAINING.COM.UA
Отметить результат звонка?
Электронная почта:  Отправить сообщение
Контактное лицо: менеджер Соболь Алексей
Читайте другие пресс-релизы:
Управление объектами недвижимости [Международный институт бизнеса (МИБ)]
 → Перейти в раздел "Пресс-релизы"
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по специализациям в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.

 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua