Системность как ключевая характеристика программ развития

Автор: Алена Годунова Источник: портал Тренинги в Украине
Фотограф: Олег Гриценко
Компания: NRG Персоналии: Андрей Станченко     Медиа:   Галерея  

В преддверии запуска T&D Университета от международной компании NRG, дипломированный консультант по управлению и преподаватель MBA Академии Государственной Службы (Москва) Андрей Станченко провел мастер-класс на актуальную сегодня тему создания комплексных, системных корпоративных программ обучения.

Системность как ключевая характеристика программ развития
Системность как ключевая характеристика программ развития

Во время мастер-класса Андрей Станченко отметил, что комплексность, системность в подходе к развитию персонала является на сегодняшний день краеугольным камнем на постсоветском рынке. Ведь нередко случается так, что большая, глобальная, казалось бы, программа обучения лишена системности и целостности.

Андрей Станченко предложил участникам мастер-класса из чистого листа бумаги сложить трехгранную табличку. На одной грани необходимо было написать свое имя, на второй — свою самую главную, ключевую компетенцию: в чем особенно силен, либо — без чего не может существовать каждый из участников. Цель этого эксперимента выяснилась в конце мастер-класса.

Критерии комплексной программы

Для того, чтобы разобраться в алгоритмах создания комплексных программ, спикер предложил посмотреть на них изнутри.

«Учитывая, что системные программы обучения имеют определенные отличия, нам необходимо разобраться, какие критерии позволяют их таковыми считать», — предложил Андрей Станченко.

В процессе обсуждения и дискуссий Андрей Станченко вместе с участниками мастер-класса определил основные характеристики комплексной программы обучения:

1) согласованность содержания и наличие сквозной линии, которая связывает обучение в единое целое и приводит к необходимому результату;

2) последовательность и сочетание различных форматов;

3) концептуальная модель того, что мы развиваем (например, модель компетенции).

Обучение будет системным, только если оно построено в соответствии с бизнес-стратегией компании

При этом спикер подчеркнул: «Обучение не будет системным, если оно оторвано от бизнес-стратегии компании. Как минимум, корпоративная стратегия и корпоративное обучение, если они взаимосвязаны друг с другом, — это уже некая система».

Андрей Станченко отметил: так как цель обучения должна соответствовать стратегии компании, ее необходимо четко понимать. Для этого разрабатывается концептуальная модель того, что необходимо получить в результате обучения. Примером могут послужить те программы, которые направлены на развитие корпоративных компетенций — для повышения соответствия сотрудников идеальному профилю.

Еще одним немаловажным критерием является то, что в комплексной программе используется не один подход к обучению и развитию, а целый ряд различных подходов и инструментов.

Андрей Станченко, консультант по управлению, бизнес-тренер, руководитель проекта T&D Университет в Украине

Андрей Станченко, консультант по управлению, бизнес-тренер, руководитель проекта T&D Университет в Украине

Комплексная программа для топ-менеджеров

Комплексная программа для топ-менеджеров подчиняется указанным критериям, но имеет свои дополнительные особенности. Топ-менеджеры не станут реагировать на традиционные форматы обучения. Для них программа должна выходить за рамки повседневной офисной жизни.

В процессе активной дискуссии были перечислены наиболее важные факторы успеха в обучении топов:

  • — богатая событийная среда;
  • — возможность эксперимента;
  • — новый опыт;
  • — развитие через самосознание;
  • — расширение горизонтов.

Для топ-менеджеров тренер должен быть авторитетом — экспертом, уровень которого не ниже их собственного. А это не так часто встречается.

Если топ-менеджерам не создать условия, в которых они почувствуют свою некомпетентность, они не вовлекутся в процесс обучения

Поэтому Андрей Станченко подчеркнул: «Для топов необходимо погружение в ту деятельность, в которой они не являются экспертами. Пусть это будет что-то отвлеченное от их повседневной деятельности, например, яхтинг. Но если топы не почувствуют в этой деятельности свою „неэкспертность“, они не вовлекутся. Они будут чувствовать себя комфортно. А развитие без чувства своей некомпетентности априори невозможно».

Одним из факторов успеха обучения руководителей является самосознание. Это работа над собой на личностном уровне, запустить которую может помочь результат высоковалидного личностного опросника. При развитии топ-менеджеров повышение самосознания — мощный инструмент, если речь идет о принятии решений, особенно на уровне интуиции.

Обучение руководителей должно способствовать их выходу за рамки. Так, например, руководитель подразделения должен выйти на уровень управления компанией; руководитель компании — на уровень рынка и т. д., то есть на уровень выше, чем его обычная деятельность. Это позволит расширить горизонты и поможет мыслить глобальней. Для этих целей можно спроектировать Моделирующую игру.

Программы развития для Кадрового резерва

Для формирования кадрового резерва очень важным является всестороннее развитие резервистов.

Нередко в компании понимают ценность этих людей, но ясное решение о том, кем они станут по окончании программы, зачастую отсутствует.

Фактически, организация сталкивается с многосценарностью, кем могут стать резервисты. Такой многосценарности может способствовать кросс-функциональный опыт (необходимость менять место и компетенции внутри компании), индивидуальный формат развития, расширение горизонтов, расширение возможностей и прочее.

Часто задача системной программы обучения в крупной компании — сопровождение изменений

Развитие может быть как горизонтальным, так и вертикальным — все зависит от сотрудника и компетенций, на которые делается акцент в обучении.

Также стоит отметить, что обучение резервистов — это долгосрочный проект, ориентированный на стратегическое развитие. Андрей Станченко охарактеризовал его как «воспитание людей будущего данной компании».

Модель построения комплексной системы

На основании опыта украинских и российских проектов Андрей Станченко сделал вывод: «Комплексная программа не имеет права быть просто обучающей. Она должна давать свои результаты уже в ходе своей реализации».

Это большая платформа организационно-деятельного подхода, который и дает сотрудникам возможность развиваться во время выполнения проекта.

Таким образом, комплексный подход заключается не только в «безопасной лаборатории», где можно проводить эксперименты без финансовых рисков; реальный риск присутствует уже в процессе осуществления программы. Так, во время обучения сотрудник ведет реальный проект, принимая не «игрушечные», а реальные решения, которые дают свои результаты. Благодаря этому человек развивается.

Приводя практический пример, спикер отметил, что основной задачей системной программы в крупной компании является не только обучение персонала, а и обслуживание изменений. Исходя из этого, ее основная стратегическая цель — выращивание сформированных агентов изменений.

В комплексной программе используется не один подход к обучению и развитию, а целый ряд различных инструментов

Андрей Станченко предложил участникам мастер-класса построить модель комплексной программы в виде алгоритма, ответив на следующие вопросы:

  • — что должно произойти на уровне компании, в том числе посредством этого мероприятия? (организационная цель)
  • — что должно измениться в кадровом аспекте, и у кого? (цель развития сотрудников)
  • — почему это важно, и как это представить целостно? (сформировать концепт)
  • — что будет вложено внутрь? (вопрос инструментария)

В завершение мастер-класса Андрей Станченко напомнил участникам о третьей грани их трехгранной таблички. На ней спикер предложил дописать, какую компетенцию каждому из участников для себя лично необходимо прирастить в ближайшем 2013 году: то, чего критически не хватает. Так, небольшой практический тест приобрел завершенность, и каждый из участников получил системное и целостное представление о себе и своих целях в развитии.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ТРЕНЕРОМ

«Т»: Андрей, Ваш мастер-класс поражает объемами информации и стремительностью изложения. И все же, видимо, это далеко не все, что Вам хотелось бы рассказать, не так ли?

Андрей Станченко, консультант по управлению, бизнес-тренер, руководитель проекта T&D Университет в Украине

А.С.: Абсолютно верно. То, что вы услышали на мастер-классе, является элементом тех программ, которые будут представлены в программе T&D Университета — Тренерский Факультет Марка Кукушкина и новый продвинутый курс для лидеров — Практики Развития.

Как раз второе направление международной компании NRG — это моделирующие игры: большие и комплексные, или маленькие, но подточенные под задачу. Третий — те комплексные системные корпоративные программы обучения, о которых шла речь на мастер-классе.

«Т»: В чем особенность этой программы?

А.С.: С одной стороны, она связана с планированием, проектированием и проведением тренингов. С другой стороны, она является неким симбиозом различных методов развития — в том числе и нетренинговых, которые все чаще приобретают значение для влияния на результаты бизнеса. Зачастую основное обвинение в сторону тренера звучит примерно так: нет прямой привязки к бизнесу. Поэтому именно системное сочетание различных методов в соответствии с бизнес целью позволяет достичь результата.

«Т»: Что же необходимо для того, чтобы стать успешным T&D специалистом?

А.С.: Из своего опыта считаю: для реализации качественного проекта необходимы навыки консалтинга. В наше время они становятся для любого внутреннего сотрудника или внешнего провайдера обязательными.

Если ты не понимаешь, каким образом любое обучающее мероприятие может повлиять на цели бизнеса, то надеяться на то, что изменения под их влиянием произойдут, наивно. Консалтинговый элемент обязателен.

При работе с топ-менеджерами самоосознание является одним из ключевых инструментов развития, что требует индивидуальных форматов

И обязательными требованиями к T&D специалисту компании или внешнему эксперту становятся знания инструментов оценки. Если комплексные программы несут под собой изменения каких-либо компетенций, то очень важно понимание, каким образом эти компетенции измерять.

Еще один формат, который недавно пришел в Украину одновременно и из Европы, и из России, — это геймификация. Это инструменты, связанные с более интенсивным проживанием и осваиванием нового опыта в сравнении с тренингом.

«Т»: И всему этому будут обучать в T&D Университете?

А.С.: Всему этому и не только. Мы подготовили очень обширную практическую программу, результатом которой станет уже готовая и проверенная на практике комплексная программа обучения и развития. Кстати, первый модуль Тренерского факультета стартует уже 15—17 декабря, а старт продвинутого курса для лидеров — Практики Развития — 1—3 февраля. Так что желающие могут еще зарегистрироваться на программу.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА
Елена Кацина, специалист отдела обучения, ПАО «Киевэнерго»

Елена Кацина,
специалист отдела обучения, ПАО «Киевэнерго»

Я очень довольна мастер-классом. Автор предложил нам кейсы, с помощью которых мы еще раз убедились в важности комплексного подхода к обучению персонала. Отработка кейсов и последующее применение полученных знаний на практике являются отличным фундаментом для выработки необходимого навыка. Это способствует повышению эффективности работы.

Хочется отметить высокий уровень профессионализма докладчика. Андрей Станченко смог охватить большой объем информации, мастер-класс получился информативным и интересным. Да и сам докладчик, Андрей Станченко, мне понравился. Его энергетика и готовность делиться своим опытом оставили приятные впечатления от мастер-класса.

Оксана Ланевич, HR-директор, «РОСА»

Оксана Ланевич,
HR-директор, «РОСА»

Очень мощно, доступно, лаконично, точно, четко, о главных вещах. Для меня очень важно, что благодаря этому мастер-классу мне стало понятно, что я в своей работе двигаюсь в правильном направлении.

И то, что Андрей Станченко уложился в короткий промежуток времени, и при этом дал так много информации — это просто феноменально. Я не пожалела, что посетила этот мастер-класс. Спасибо Андрею Станченко!

Фотоотчет с мастер-класса Андрея Станченко "Создание системных (комплексных) корпоративных программ обучения"
(22 фото)  Дата добавления: 10 декабря 2012
Фотоотчет с мастер-класса Андрея Станченко

В преддверии запуска T&D Университета от компании New Real Goal, консультант по управлению и бизнес-тренер Андрей Станченко провел мастер-класс.


Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Секреты личной эффективности и карьерного роста руководителя 7 декабря 2012
Развитие эффективной команды топ-менеджеров 4 декабря 2012
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по обучению и развитию персонала в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua