НАШЕ ВСЕ


Дискуссии в HRM.UA
Последние публикации в сообществе
Топики Комментарии


 
20 мая 2010
               

Правила эффективного вебинара

Автор: Аля Кухарчук Источник: портал Тренинги в Украине

Вебинары (от англ. web — паутина, интернет сеть и seminar — семинар) доступны для всех и всюду. Марк Скаллард, директор по исследованиям компании Inscape Publishing, и Джефри Сьюджерман, президент и главный исполнительный директор Inscape Publishing, исследовали современные вебинары и вывели некую формулу их эффективности.

Правила эффективного вебинара
Правила эффективного вебинара

Было опрошено 1908 человек, недавно прошедших обучение с помощью вебинаров. Респондентам задавались вопросы, касающиеся их опыта обучения и оценки его эффективности. В общей сложности 66% участников вебинаров согласились, что эти тренинги в режиме онлайн были для них эффективными. Неплохо, но справедливости ради надо сказать, что эта цифра почти на 12% ниже, чем показал опрос участников традиционного, очного обучения.

Хотите увеличить эффективность ваших вебинаров? Тогда помните о правиле трех «работ»: Работа до вебинара (подготовка к нему), Работа после окончания и, собственно, Работа во время участия в вебинаре. Работа до и работа после

66% участников вебинаров согласились, что эти тренинги в режиме онлайн были для них эффективными

Марк Скаллард и Джефри Сьюджерман попросили респондентов, исходя из собственного опыта, составить список методов, использованных в ходе вебинаров, и проранжировать их степени по эффективности. Две практики, которые были оценены как наиболее эффективные, — это работа по подготовке к вебинару, например, чтение дополнительной литературы, и работа после вебинара, например, тесты (контрольные задания). Как любая другая форма тренинга, вебинары лучше работают тогда, когда они являются частью жизни обучающегося, когда они обогащают, расширяют и дополняют его реальность, а не вырваны из контекста его жизни.

Работа во время участия (участие)

В качестве третьего компонента эффективного вебинара участниками опроса было отмечено участие. Возможность задать вопросы для многих была четко связана с увеличением эффективности участия в вебинаре. Небольшие групповые дискуссии (например, участники, проживающие в одном регионе, могли встретиться друг с другом и обсудить тему вебинара) также способствовали повышению ощущения эффективности обучения. Это полностью подтверждается результатами опросов, проведенных на традиционных тренингах. Включение в групповую дискуссию было и остается одним из наиболее важных показателей эффективности обучения.

Тема вебинара

Инициаторы исследования были удивлены, когда оказалось, что оценка эффективности вебинара практически не зависела от тематики обучения. При этом общая привлекательность или восприятие практичности (прикладного характера) темы имеют больше общего с эффективностью, чем соответствие темы формату вебинара. Иными словами, новые темы более интересны слушателям, и потом оцениваются как более эффективные и полезные.

Высокие технологии (Hi-Tech)

Вебинары, в ходе которых использовались передовые технологии, такие как интерактивные доски, опросы общественного мнения, видео с ведущими экспертами в реальном времени или живой чат, на практике оказались не намного эффективней онлайн обучения без использования технических новинок. Однако применения подобных технологий Hi-Tech напрямую коррелирует с полученным удовольствием от вебинаров. Чем больше используется различных технических «фишек» во время вебинара, тем большее удовлетворения и удовольствия получает студент от обучения.

Заключение

Наиболее удивительным для авторов опроса стало сходство между оценками эффективности вебинаров и традиционных форм проведения тренингов. Правило трех «работ»: работа до, работа после и работа во время — это три составляющих любой эффективной обучающей программы. Инструменты могут меняться, но принципы остаются.

Хотите увеличить эффективность ваших вебинаров? Тогда помните о правиле трех «работ»: Работа до вебинара (подготовка к нему), Работа после окончания и Работа во время участия в вебинаре

Портал Training.com.ua обратился к экспертам украинского и российского рынков дистанционного обучения с просьбой высказать свое мнение по поводу вебинаров и их эффективности. И вот что мы получили.

Семчишин Леся, администратор портала «Все о вебинарах»

Леся Семчишин,
администратор портала «Все о вебинарах»
(www.all-webinars.com)

«T»: Каковы основные составляющие эффективного вебинара?

Л.С.: Среди составляющих успешного для участников вебинара можно назвать:

1. Интересно поданную информацию;

2. Интерактивный, «живой» вебинар. Активное общение спикера с участниками по ходу вебинара (опросы, сессия вопросов и ответов);

3. Жизнерадостный, а не монотонный спикер. Приветствуется юмор, легкий стиль подачи информации;

4. Итересную и понятную презентацию;

5. Возможность скачать обучающие материалы (презентации и др.) во время или после вебинара.

«T»: Есть ли категория людей, которым вебинары не подходят? Почему?

Л.С.: Наверное, такой категории людей нет, просто есть те, кто еще не пробовал данный формат обучения. Но я уверена, что это вопрос времени. Более того, есть категория людей, которым подходят только вебинары, так как они очень заняты, но при этом хотят развиваться профессионально и личностно, перенимая знания и опыт, в том числе у иностранных профессионалов.

Вебинары лучше работают тогда, когда они являются частью жизни обучающегося, когда они обогащают и дополняют его реальность, а не вырваны из контекста его жизни

И здесь вебинары — идеальный вариант, поскольку предоставляют доступ к тренерам и консультантам из любой сферы деятельности, любой страны и при этом позволяют значительно сократить временные и финансовые затраты, сохранить силы и энергию, которые тратятся на переезды для участия в традиционных семинарах. Другое дело, что формат вебинаров подходит не для всех случаев, в частности, он не подходит для тех тренингов, которые предусматривают активное взаимодействие тренера и участников, отработку навыков, ролевые игры и т. д.

«T»: Помогает ли использование высоких технологий (интерактивных досок, голосований и т. д.) повышению эффективности вебинаров?

Л.С.: Однозначно, да! Интерактив очень нужен на вебинаре. Таким образом участники ощущают свою вовлеченность в процесс обучения, сохраняют интерес и внимание во время вебинара.

«T»: Что бы Вы лично посоветовали участникам вебинаров, чтобы их обучение было максимально эффективным?

Л.С.: Активно участвовать в вебинаре, не стесняться задавать вопросы (кстати, барьер стеснительность практически исчезает на вебинаре, по сравнению с обычным тренингом/семинаром), давать обратную связь спикеру, скачивать материалы вебинара и прорабатывать их еще раз после окончания обучения. Желаю полезно и приятно развиваться, получать новые знания в формате вебинаров!

Бабушкин Эдуард, руководитель проекта www.hrm.ru

Эдуард Бабушкин,
руководитель проекта www.hrm.ru

«T»: Каковы основные составляющие эффективного вебинара?

Э.Б.: Хочу поблагодарить организаторов этой дискуссии за интересную постановку вопросов: вебинар глазами тех, кто «по ту сторону баррикад». Себя я причисляю к тем, кто «по эту», и вопросы заставили задуматься, а что, собственно, получают потребители услуги.

Что такое вебинар? Перефразируя классика марксизма, вебинар = офф-лайн семинар минус некоторые каналы воздействия на участников. Пользуясь данным определением, можно вывести несколько важных следствий:

1. Применимость принципов измерения успешности офф-лайн семинара в отношении вебинара;

2. Более высокие требования к спикеру;

3. Более высокая степень безопасности участника.

Чтобы быть более точным, нужно разделить корпоративные вебинары и открытые вебинары. Под корпоративными понимается такое участие слушателя, когда за него уже решили, что ему необходимо знать, поэтому его роль сводится к максимально эффективному усвоению знаний (максимум информации в сжатые сроки). На открытые вебинары слушатели приходят, чтобы получить ответ на свои вопросы.

Следовательно, успешность вебинара для участника определяется возможностью получить ответ на свой вопрос. Иными словами, степень успешности вебинара определяется степенью его интерактивности, интерактивностью организованной спикером.

«T»: Есть ли категория людей, которым вебинары не подходят? Почему?

Э.Б.: На мой взгляд, вебинары можно применять не только для передачи знаний, но и для передачи навыков, то есть, по сути, речь идет о вебтренингах. Тренинги подразумевают эмоциональную вовлеченность участников, которую можно создать на вебинаре. Однако именно здесь лежит главное ограничение вебинаров и препятствие к победоносному завоеванию вебинарами обучающего пространства. Есть определенная доля тренеров, ведущая потребность которых аффилиативная.

Включение в групповую дискуссию было и остается одним из наиболее важных показателей эффективности обучения

Аффилиативная потребность — это потребность в контактах, в желании делиться переживаниями, потребность в признании. В нашем случае аффилиация — потребность «блистать». Существует достаточно много примеров, когда корпоративные тренеры откровенно препятствуют внедрению вебинаров в практику обучения компании, выдвигая контраргументы про низкие возможности вебинаров и т. п. В неофициальной обстановке эти тренеры жалуются на невозможность прямого контакта и т. п. Критично ли это? Не знаю, это вопрос к психологам.

«T»: Помогает ли использование высоких технологий (интерактивных досок, голосований и т. д.) повышению эффективности вебинаров?

Э.Б.: Ответ банален: у плохого танцора всегда все не так. Большинство платформ вебинаров имеют минимальный набор для интеракций (чаты, поле для вопросов, микрофон для участников, голосование и т. п.), позволяющий спикеру вебинара организовать взаимодействие с участниками. Поэтому на сегодня эффективность вебинара не определяется «примочками» и «фишками» платформы. Успешность или эффективность вебинара определяется степенью его интерактивности.

«T»: Что бы Вы лично посоветовали участникам вебинаров, чтобы их обучение было максимально эффективным?

Э.Б.: Подготовьте свой вопрос, собираясь на вебинар. Но только один. Есть такое правило: 1 вебинар — 1 идея. Следовательно, имейте один вопрос, на который вы хотите получить ответ. Дополнительные вопросы, которые возникают до, по ходу или после вебинара, — это поле работы за пределами вебинара. Отмечу что, компетенция спикера включает умение обсуждать те вопросы, которые должны обсуждаться на вебинаре, и избегать или, точнее, выносить за рамки обсуждения те вопросы, которые требуют ответов в другом формате. Сумма вопросов участников дает синергию вебинара и порождает новое знание

Пенкова Катерина, руководитель проекта «Первый Международный портал вебинаров», директор компании «Персонал Студия»

Катерина Пенкова,
руководитель проекта «Первый Международный портал вебинаров»
(www.webinary.com.ua), директор компании «Персонал Студия»

«T»: Есть ли категория людей, которым вебинары не подходят? Почему?

К.П.: Я считаю, что такой категории людей просто нет! Вебинары сейчас внедряются на различные темы и для разных категорий людей. Все люди разные, программы и спикеров они тоже выбирают разных. Есть вебинары для детей, для студентов, есть для среднего менеджмента и для ТОП-ов, а есть для пенсионеров. Если делить по предполагаемым категориям, здесь для каждого желающего найдется место в онлайн-классе! В случае если мы выделяем уровень доходов людей, есть масса бесплатных вебинаров, которые доступны всем.

«T»: Помогает ли использование высоких технологий (интерактивных досок, голосований и т. д.) повышению эффективности вебинаров?

К.П.: Конечно, интерактивные инструменты — основа вебинара. Практически все ведущие вебинаров активно используют онлайн-опросы, что в полной мере помогает прочувствовать и понять аудиторию. Редко когда на тренинге можно провести опрос, а в онлайн-формате — это обычная практика, сразу видно настроение группы, пожелания участников, их уровень знаний по тому или иному вопросу и степень подготовки по теме вебинара. Интерактивная доска, презентация — необходимы практически всем спикерам вебинаров, но есть ведущие, которые просто вещают через web-камеру, отвечая на вопросы слушателей, тогда презентация не нужна.

«T»: Что бы Вы лично посоветовали участникам вебинаров, чтобы их обучение было максимально эффективным?

К.П.: Для максимальной эффективности я рекомендую зарядиться хорошим настроением, запастись сладостями и включать вебинар! Иногда он может затянуться глубоко за полночь.

Применения технологий Hi-Tech напрямую коррелирует с полученным удовольствием от вебинаров

На самом деле, для более эффективного обучения я всегда советую:

1. Повторно пересматривать видеозапись вебинара и более полно осмысливать материал.

2. Активно задавать вопросы ведущему вебинара, поскольку в случае онлайн-обучения нет психологических барьеров, участник может задать любой тематический вопрос в чате, и на него всегда ответит выступающий.

3. Необходимо заранее проверить канал передачи информации через интернет, оплату за интернет, звук, изображение, скорость.

И, конечно, получать удовольствие, от того, что в вебинаре можно участвовать, сидя в уютной обстановке в домашних тапочках! Пусть вебинары станут вашими друзьями и помощниками во всех вопросах профессионального обучении и личностного роста!

СПРАВКА

Марк Скаллард (Mark Scullard)

Директор по исследованиям компании Inscape Publishing, ведущий поставщик учебных материалов для корпоративного рынка. Имеет более чем десятилетний опыт исследований и анализа данных по развитию психологических инструментов и методов оценки. Имеет докторскую степень по психологии университета Миннесоты.

Джеффри Сьюджерман (Jeffrey Sugerman)

Президент и главный исполнительный директором Inscape Publishing. Обладает более чем 20-летним опытом работы руководителем в области менеджмента, маркетинга и развития бизнеса, технологий обучения и издательского дела. Доктор наук, магистр психологии Вашингтонского университета в Сент-Луисе, бакалавр психологии в Северо-Западном Университете.


               

Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Без паники. Что делать, когда изменения неизбежны 19 мая 2010
Merrill Lynch: внедряя удаленное обучение 17 мая 2010
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по личностному росту в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 

ГОСТЬ ПОРТАЛА
Татьяна Наумович
[Trainings For Business]



Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2014, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 393-15-76,
e-mail: editor@training.com.ua