Навигация в бурном море тренингов для успешных тренеров

Автор: Ирина Грабовская

Украинский тренинговый рынок, как и море — переменчивый, бездонный и манящий. Как же начинающему тренеру, только вышедшему в свободное плавание, сориентироваться в нем? А тренеру с опытом — уверенно оставаться на плаву, независимо от погодных условий? О том, в какую сторону дует ветер на отечественном рынке тренингов, а также как тренеру справиться со «штурвалом», журналисты нашего портала решили побеседовать с Аленой Сысоевой, ведущей Школы тренеров КГ «Живое Дело».

Навигация в бурном море тренингов для успешных тренеров
Навигация в бурном море тренингов для успешных тренеров

«Т»: Алена, сегодня не теряет актуальности вопрос о том, каким должен быть хороший тренер. Кто в Вашем понимании хороший тренер и как им стать?

А.С.: Для того, чтобы стать хорошим тренером, для начала важно определиться, зачем мне это нужно. Что измениться тогда в моей жизни и жизни других людей? Что это — работа или мое истинное призвание? Так, наша Школа тренеров направлена не только на изучение и отработку лучших методик и инструментов, а и на личность тех, кто приходит.

То, кем мы являемся, намного важнее того, что мы делаем и какие техники применяем в работе. Не инструменты, а то качество, с которым тренер их используют, приносит 100% результат. Такой подход значительно облегчает работу и позволяет достигать поставленных в обучении целей.

Сколько времени нужно, чтобы стать тренером? Наверно, это тренировка длиною в жизнь. Обучая других, тренер развивается и сам. Для того, чтобы получить азы тренерства, достаточно пройти обучение в школе, а потом практиковать, каждый раз оттачивая свое мастерство и повышая уровень эмоциональной компетенции.

Говоря о тренерских навыках, можно выделить 4 основных:

1. Навыки презентации/публичных выступлений:

  • — грамотно и свободно выражать свои мысли
  • — формулировать их так, чтобы они были понятными и убедительными
  • — уметь побуждать и удерживать интерес у аудитории
  • — выражать эмоции так, чтобы их разделяли слушатели
  • — выстраивать логическую структуру выступления

2. Навыки создания тренинга:

  • — уметь анализировать существующие цели и задачи тренинга
  • — использовать различные подходы и алгоритмы создания тренингов

3. Навыки работы со структурой и содержанием:

  • — учитывать принципы дизайна тренинга
  • — использовать полный арсенал методов тренинговой активности
  • — грамотно разрабатывать методические материалы

4. Навыки работы с группой:

  • — учитывать специфику обучения взрослых
  • — быстро устанавливать контакт с аудиторией разного уровня образования, положения и интересов
  • — повышать вовлеченность и ответственность участников тренинга
  • — управлять групповой динамикой
  • — давать обратную связь высокого качества
  • — эффективно работать со «сложными» участниками
  • — легко реагировать на возражения, провокации и каверзные вопросы участников
  • — уметь снимать усталость и напряжения в группе
  • — сохранять свое ресурсное состояние до, вовремя и после тренинга

Обучение в нашей Школе тренеров построено по принципу постепенного наращивания базовых компетенций — по «Колесу успеха». Такой подход позволяет участникам определить свои сильные стороны, направить фокус внимания на зоны роста и составить план индивидуального развития.

В основе успеха тренера лежит фокус на результат, отношение к людям как к ценности и желание постоянно развиваться

Помимо этого, мы всегда составляем групповое «Колесо успеха». Это позволяет построить обучение, исходя из потребностей всех участников тренинга. Ведь самое главное — это чтобы тренер знал, что нужно дать ученику, умел ориентироваться на группу и удовлетворять запрос, который исходит от группы.

Кроме уже перечисленных навыков и знаний, очень важно, чтобы тренер состоялся как личность и имел так называемый «внутренний стержень», основанный на его системе ценностей и убеждений. На мой взгляд, в основе этих качеств лежит фокус на результат и люди как ценность.

Тренер сам должен быть нацелен на постоянное и непрерывное самосовершенствование, чтобы обладать такими качествами как эмпатия, гибкость, наблюдательность, быть позитивно настроенным, целостным, эмоционально устойчивым, уметь слышать, признавать свои ошибки и делать соответствующие выводы.

Также очень важна так называемая проактивная позиция тренера. Она заключается в постоянном поиске и творческом импульсе, когда тренер постоянно думает, что в его тренингах можно улучшить, чтобы данная группа продвинулась в своем развитии вперед.

«Т»: Можно ли развивать все эти качества или это должно быть заложено в человеке природой?

А.С.: С одной стороны эти качества закладываются раньше, чем решение стать тренером. Безусловно, если мы говорим об ориентации на результат и на саморазвитие, то они уже должны проявляться в стиле жизни будущего тренера. При этом, часто бывает, что тренера назначают в компании на основании его профессионального опыта, и дальше ему приходится осваивать профессию тренера.

Алена Сысоева, тренер, ведущая Школы тренеров, КГ «Живое Дело»
Алена Сысоева, тренер, ведущая Школы тренеров, КГ «Живое Дело»

Но вот что я заметила в Школе: когда участники приходят на первый модуль, еще не понимая, в чем суть этой профессии, трехдневный «марафон» первого модуля дает возможность прочувствовать вкус тренерства настолько, что у участников возникает желание эти качества в себе развивать.

Поэтому, пожалуй, главное — когда есть нацеленность на саморазвитие. Тогда, независимо от старта, можно развить в себе и усилить необходимые качества по мере обучения и путем постоянной практики.

«Т»: От чего отталкиваться при выборе школы тренеров?

А.С.: Очень полезно в первую очередь зайти на сайт компании, которая представляет тренера, узнать о репутации компании, ее опыте в данном направлении, как можно более подробно познакомиться с резюме тренера. Также очень полезно лично встретиться с тренером и пообщаться с ним, потому что важно иметь возможность задать вопрос ведущему лично, посмотреть, подходит ли он вам по психотипу.

Также необходимо обращать внимание на то, какое количество выпускников вышло из стен этой школы, сколько из них стали успешными тренерами. Сразу же приведу пример. Наша Школа тренеров существует уже более 8 лет, и наши выпускники работают тренерами в самых известных компаниях не только Киева, но на сегодняшний день также и Москвы и Минска. В частности, я горжусь тем, что сама являюсь выпускницей Школы тренеров КГ «Живое Дело», и большинство тренеров нашей компании также получили старт в профессию тренера именно в нашей Школе тренеров.

Встреча с ведущим школы должна быть ключевым фактором при принятии решения. Насколько он опытен, где он сам проводил тренинги, какие темы освоил. Для того, чтобы самому обучать тренеров, у тренера должен быть за плечами весь классический путь: проведение тренингов по различным тематикам и направлениям. Ведь обучение тренеров, на мой взгляд, это высший пилотаж.

И, безусловно, очень важно, что предлагает та или иная школа на выходе. Для меня, например, в свое время при выборе школы решающим фактором стало то, что Школа тренеров КГ «Живое дело» проводила Сертификацию, после которой выпускники выходили с «синицей в руке». Это когда тренер выходит из Школы с готовым тренингом. Именно его он разрабатывает, шлифует в процессе обучения, и именно его он защищает во время Сертификации. Это здорово, что у выпускников сразу же после обучения появляется возможность проводить профессиональный, грамотный, защищенный тренинг.

«Т»: Успевают ли участники разработать свой тренинг за время обучения в Школе? И сколько времени вообще необходимо для разработки хорошей программы?

А.С.: Успевают. Дело в том, что у нас обучение тренеров строится следующим образом: это два модуля, сертификация, межмодульная практика и система поддержки и создания своего тренинга. На мой взгляд, этого времени достаточно для разработки хорошей программы.

Первый модуль длится три дня. Основной акцент мы делаем на формирование фундамента успешной тренерской работы. Второй модуль длится четыре дня, во время которых участники оттачивают свое тренерское мастерство. В перерыве между двумя модулями, а это примерно 1 месяц, участник Школы занимается разработкой и написанием программы своего тренинга, на основании полученных за первый модуль знаний.

Одним из преимуществ Школы тренеров является то, что после сертификации выпускники выходят уже с готовым, грамотно разработанным и отработанным тренингом

Сегодня есть много разных форматов школ для тренеров. Но я убеждена: для того, чтобы созреть как тренер, необходим именно такой формат — работа не только на модулях, но и между ними. В период межмодульной практики участник имеет возможность постоянно консультироваться с ведущей Школы и совместно корректировать свой скрипт.

На второй модуль все участники приходят уже со скриптом своего тренинга, готовым на 70 — 80%. Особо стоит отметить 4-й день второго модуля. В этот день проводится так называемый «Калейдоскоп тренеров», когда каждый участник может почувствовать себя в роли тренера и провести любой блок из своего тренинга. Во время такого «Калейдоскопа» участник получает обратную связь от своих коллег, от тренера и имеет возможность проанализировать свои успехи и ошибки самостоятельно. Это колоссальная подготовка перед сертификацией.

Между вторым модулем и сертификацией проходит еще месяц. В это время участники дорабатывают свои программы, корректируют упражнения и тайминг. Они также находятся в режиме постоянных консультаций и поддержки тренера. И уже на сертификацию они приходят с полностью подготовленным продуктом.

На мой взгляд, такая особенность нашей Школы чрезвычайно ценна для компаний, которые отправляют своих внутренних тренеров на обучение, имея определенный запрос. В результате компания-заказчик получает не только обученного тренера, но и готовый тренинг.

«Т»: Как Вы считаете, хороший тренер должен специализироваться на какой-то одной теме, или же уметь разработать и провести тренинг на любую тему?

Тренер в первую очередь должен быть интересен как личность, а не обладал энциклопедическими знаниями

А.С.: На этот счет существует много разных мнений. Я придерживаюсь той точки зрения, что для старта хорошо, когда тренер является практиком в какой-то сфере. Если тренер практик в продажах, то это уже шаг к тому, чтобы быть более успешным тренером в данном направлении, чем тот, который о продажах знает только из теории. Ведь именно эти моменты сразу же улавливаются группой.

Для того, чтобы потом расширять свой портфель, безусловно, нужно осваивать новые территории. Но изначально я рекомендую выбрать тему из той области, в которой у вас есть хотя бы небольшой, но практический опыт. Неважно, что это будет за тема, главное — чтобы вы могли говорить с группой на одном языке.

А этого не дают ни в одной из книжек, это идет только из личного практического опыта. Дальше, когда появляется уверенность в каком-то одном направлении — можно осваивать новую тематику, исходя из личных предпочтений тренера и видения своего дальнейшего развития.

Но, безусловно, быть блестящим продавцом еще не означает быть блестящим тренером. Для того, чтобы стать тренером, нужно научиться тренерскому мастерству, освоить технологию обучения взрослых людей. В этом поможет обучение в школе тренеров — оно позволит практику научиться грамотно передавать свои знания и опыт другим людям.

«Т»: Сейчас наблюдается тенденция роста количества школ для тренеров. Как считаете, с чем это связано?

А.С.: Мне кажется, это вполне закономерно. Во многих компаниях растет спрос на обучение внутренних тренеров, и насущный вопрос HR-руководителя и директора звучит так: «Как оптимизировать затраты на обучение в моей компании?». Естественно, эта оптимизация напрямую связана с тем, насколько в компании сформирована так называемая самообучающаяся среда, то есть наличие внутренних тренеров. Поэтому профессия тренера на сегодня настолько востребована.

Когда мы говорим об обучении корпоративных тренеров, очень важно, чтобы, обучаясь, тренер получил тренинг «под ключ» — чтобы в дальнейшем он смог не только проводить тренинги в своей компании, но и обеспечить всю систему посттренинговой поддержки.

Он должен знать, какие есть форматы посттренинговой поддержки, от чего отталкиваться при их выборе, как разработать кейс, тесты, как организовать наблюдение, как проводить диагностику до тренинга и замер результата на выходе и т. д. То есть он должен получить понимание не только того, что делать в процессе тренинга, но и как подготовиться до тренинга и как поддержать результаты после него.

Поэтому очень важно, чтобы после обучения тренер возвращался в компанию с полным представлением о том, какова его роль внутри компании — не только простая передача знаний, но и, может быть, даже выстраивание новой системы корпоративной культуры за счет поддержки результатов и посттренингового сопровождения.

«Т»: Отечественный тренинговый рынок постоянно развивается и меняется. Каким образом Ваша Школа тренеров реагирует на последние тенденции?

А.С.: В нашей Школе, наряду с классическими методами тренинговой активности, мы рассматриваем новые, актуальные методы. Мы постоянно отслеживаем эти тенденции и включаем их в нашу программу. Очень популярны сейчас бизнес-симуляции или деловые игры, а также элементы фасилитации и модерации в тренинге.

Бизнес-симуляция — это создание игровой среды, когда обучение проходит исключительно в виде игры. Как создавать, разрабатывать бизнес-симуляцию, каким образом организовывать тренинговое пространство — все это участники нашей Школы осваивают во время обучения.

Очень важно, чтобы после обучения тренер возвращался в компанию с полным представлением о том, какова его роль внутри компании

Кроме того, сейчас становятся популярными 4-часовые тренинги, или мастерские. Мастерская направлена на отработку, шлифовку одного определенного навыка. Как построить формат таких мастерских, чтобы это было интересно, полезно, как давать обратную связь — все это мы тоже рассматриваем.

Также большой популярностью сейчас пользуются тренинги, построенные на синемалогии, когда процесс обучения проходит через просмотр видеосюжета и его анализ. Алгоритмы для дальнейших упражнений выводятся участниками на основе просмотренного сюжета. Получается очень интересно, интерактивно, полезно.

«Т»: Ваши рекомендации начинающим тренерам: как стать блестящим тренером?

А.С.: Мои рекомендации будут касаться 3-х направлений:

1) В первую очередь — это, конечно, практика. Не зависимо от степени уверенности тренера в собственных силах, важно как можно быстрее начать проводить тренинги. Мне вспоминается один анекдот на эту тему. У известного спортсмена, который много раз был победителем на Олимпиадах и Чемпионатах мира, спросили: «Вы такой успешный, всегда побеждаете. Наверное, вам в жизни очень сильно везло?».

На что спортсмен ответил: «Знаете, мне действительно очень везло в жизни. Но я заметил одну простую закономерность: чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет». Именно с таким напутствием выпускники нашей Школы тренеров уходят в свободное плавание: шлифовка мастерства и практика. Практика, которая предполагает адекватную обратную связь и самоанализ.

2) Второе направление рекомендаций касается укрепления тренера на уровне знаний. Это углубление в тему, изучение смежных тем, изучение бизнеса, чтение литературы — как профильной, так и дополнительной. Соблюдение правила ПИНС — Постоянно и Непрерывно самосовершенствоваться.

Потому что на сегодняшний день участники наших тренингов становятся все более грамотными. Сегодня нужно, чтобы тренер не то чтобы обладал энциклопедическими знаниями, но в первую очередь был интересен как личность. И не только по теме тренинга, а желательно еще и по всем прилегающим темам. Поэтому — развитие, развитие и еще раз развитие.

3) Ну и наконец — укрепление тренера как личности, укрепление своего внутреннего стержня и профилактика выгорания. Лучше начинать об этом думать уже на старте в профессию. Подумать, что будет подпитывать вас как тренера и не даст перегореть. Здесь важно прислушаться к себе. Выстроить правильный, грамотный режим тренинговой загрузки, уметь восстанавливаться, заботиться о себе, своем физическом здоровье.

Именно с этими тремя напутствиями выпускники нашей Школы тренеров уходят в свободное плавание. Если придерживаться этих рекомендаций по всем трем направлениям: практика, саморазвитие и личностное укрепление и поддержка своего жизненного ресурса — тогда можно сказать, что тренер состоится, и он действительно будет дальше блистать и сможет достичь успеха даже в условиях быстроразвивающегося тренингового рынка.


Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Лучшие бизнес-школы мира встретятся с украинскими MBA-кандидатами в Киеве 3 апреля 2012
Убойная сила слова. Как провести эффективную презентацию 29 апреля 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы комплексные программы для HR-специалиста в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua