Геймифицируемся

Автор: Алена Годунова Источник: портал Тренинги в Украине
Фотограф: Олег Гриценко
Компания: NRG Персоналии: Андрей Станченко     Медиа:   Галерея  

В наши дни в Украине все большей популярностью пользуется геймификация как один из наиболее эффективных способов развития персонала. Она была продемонстрирована и на открытой бизнес-игре «Gamification в Украине. Игровой формат в развитии персонала и компании», которую провела международная компания «NewRealGoal». На бизнес-игре побывала и журналист портала Training.com.ua.

Геймифицируемся
Геймифицируемся

Уникальность игры как инструмента обучения в том, что благодаря ей воспроизводится ситуация, максимально приближенная к реальности. И в условиях полного вовлечения в процесс участники получают ни с чем не сравнимый теоретический и практический опыт.

Преимущества такого метода обучения заключаются в том, что этот ценный практический опыт сотрудники получают без ущерба для компании. Его осознание происходит на более глубоком уровне, чем при обычном тренинге, а полученные результаты могут быть в полной мере применены в реальной деятельности компании.

Ведущий бизнес-игры Андрей Станченко, сертифицированный игротехник, консультант по управлению, руководитель компании «Леге Артис», партнер компании «NewRealGoal» дал возможность желающим испытать эффект моделирующей бизнес-игры на собственном опыте.

Бизнес-игра «Тренинговый рынок Украины. Закономерности и тренды»

После очень короткого вступительного слова Андрей Станченко сразу же перешел непосредственно к бизнес-игре и предложил участникам разделиться на восемь команд. Три из них представляли потенциальных заказчиков тренинговых услуг с разной спецификой деятельности. Остальные игроки должны были сформировать 5 тренинговых компаний-конкурентов.

Уникальность игры как инструмента обучения в том, что благодаря ей воспроизводится ситуация, максимально приближенная к реальности

В процессе игры был смоделирован жизненный цикл тренинговой компании: от ее создания и разработки интернет-сайта до подписания первых долгосрочных контрактов с заказчиками.

В эффективности бизнес-игры участникам удалось убедиться на личном опыте, прочувствовав как с геометрической прогрессией возрастает вовлеченность в процесс. Если сначала игрок ощущает некоторую долю снисхождения, обоснованную недоверием и своей «взрослостью», то постепенно, с каждым новым этапом игры азарт возрастает. Вымышленная ситуация постепенно начинает восприниматься почти как реальная. И к концу игры можно было констатировать практически 100-процентную вовлеченность.

Андрей Станченко, сертифицированный игротехник, консультант по управлению, руководитель компании «Леге Артис», партнер компании «NewRealGoal»

Андрей Станченко, сертифицированный игротехник, консультант по управлению, руководитель компании «Леге Артис», партнер компании «NewRealGoal»

Первоначально многих участников смутило полное отсутствие четких правил и ограничений в игре. Этот подход Андрей Станченко выбрал неспроста: «Для такого формата игры неопределенность является важным условием. Нет задания, внешнего, структурированного. Управленческая команда в такой ситуации должна сама генерировать цели, причем исходя из целей каждого ее участника.

В этом подходе осуществляется диагностика людей, которые могут самостоятельно генерировать цели. И плюс, конечно, командообразование, которого очень сложно добиться в управленческой команде. Не у каждого личная цель совпадает с целями коллег».

В этом и заключается игра, сама суть организационно-деятельного подхода и его отличие от бизнес-симуляции.

Рефлексия

После окончания бизнес-игры всем участникам была предоставлена возможность высказаться, насколько она оправдала или не оправдала их ожидания, и какие впечатления остались после нее.

Одним из важных результатов игры оказалась возможность оценить тренинговый рынок в общем, его тенденции и недостатки. Пожалуй, наиболее часто упоминаемым недостатком было неумение найти консенсус. Представители тренинговых компаний, как правило, применяют так называемый «толкающий» метод продаж, не уделяя должного внимания интересам самих заказчиков. Как отметила одна из участниц игры: «Самым первым этапом ведения продаж является выявление потребностей, чего, к сожалению, и не было».

Для игры неопределенность является важным условием. Нет структурированного задания — управленческая команда должна сама сгенерировать цели

Участники также сделали вывод, что личное общение приоритетнее визуальных сопровождающих, таких как интернет-сайт компании. Более того, потребители тренинговых услуг были удивлены, что на сайте компании может значиться обучение навыкам, которыми сам переговорщик не владеет. Такое несоответствие едва ли может вызвать доверие у опытного HR-специалиста, внутреннего тренера или топ-менеджера.

Особенно богатый опыт получили те, кто смог на время игры сменить свое амплуа: заказчики, игравшие представителей тренинговых компаний, и наоборот.

При этом заказчики поняли, насколько сложно бывает донести до них же самих ценность тренингового продукта. Для того, чтобы продать обучающую программу, на сегодняшний день мало быть хорошим тренером и иметь качественный, уникальный продукт. Нужно также обладать навыками успешных продаж.

В свою очередь, тренеры оценили, насколько тяжело работать заказчикам, когда представители тренинговых компаний не слышат и не могут удовлетворить их запросы.

По результатам прошедшей бизнес-игры можно отметить, что уверенно стартовавшая тренинговая компания может быстро лишиться лидерских позиций из-за несогласованных действий руководства и отсутствия оперативности в принятии решений. А компания-аутсайдер, напротив, может выбиться в лидеры за счет более глубокого понимания сферы деятельности заказчика.

Бесспорным лидером по окончании игры стала команда, занимавшая уверенные средние позиции. По признанию самих победителей, их секрет заключается в том, чтобы не суетиться, работать слаженно и играючи.

Геймификация онлайн

После рефлексии Анна Кравец (компания «Anron Social Business», партнер «NewRealGoal»), рассказала участникам мероприятия об онлайн-играх как еще одном аспекте геймификации.

Представленный кейс был посвящен корпоративной сети, которая получила золото на международном конкурсе Intranet Innovation Awards 2012.

«Это игра длиной в год, — рассказала Анна, — она началась в октябре 2011 года, и с октября прошедшего года перешла на второй этап». Отличительная особенность этой игры заключается в том, что она длительная и рассчитана на долгосрочную нематериальную мотивацию сотрудников.

Человек может сколь угодно точно создать математическую модель. Но потом на все позиции приходят люди. И возникает бесконечное количество вариаций

Цели мотивационной онлайн-игры:

  • — развивать корпоративные ценности;
  • — стимулировать инновации;
  • — снизить текучку кадров;
  • — облегчить рекрутинг;
  • — повысить производительность;
  • — вовлекать сотрудников нематериально.

Данная мотивационная игра предоставляет множество различных возможностей, бонусов и поощрений за активное участие в деятельности корпоративной социальной сети.

Анна Кравец, «Anron Social Business», партнер компании «NewRealGoal»
Анна Кравец, «Anron Social Business», партнер компании «NewRealGoal»

Результаты этой мотивационной игры:

  • — выявление талантливых сотрудников;
  • — выявление и поддержка лидеров мнения;
  • — обмен знаниями;
  • — облегченный подбор новых сотрудников и пр.

Призрак компетентности

В завершение дня выступила Татьяна Жданова (партнер «NewRealGoal», агентство корпоративного брендинга «BrandHouse»), представив свою рефлексию на данную игру с «третьей позиции» — позиции консультанта, который не работает на тренинговом рынке и может дать внешнюю оценку.

Игра может иметь целью либо улучшение коммуникации внутри компании и командообразование, либо оценку

Татьяна Жданова отметила, что на основании того, как много усилий прикладывается, чтобы продать тот или иной продукт, можно сделать вывод, что продукт слабенький, или он плохо коммуницируется, или он никому не нужен.

Учитывая, что игра служит прекрасным диагностическим инструментом для консультирования компаний и рынков, в ней проявляются до мелочей все элементы корпоративной культуры и так называемой бренд-платформы.

Татьяна Жданова, агентство корпоративного брендинга «BrandHouse», партнер компании «NewRealGoal»

Татьяна Жданова, агентство корпоративного брендинга «BrandHouse», партнер компании «NewRealGoal»

Бренд-платформа любой компании содержит:

  • — миссию (зачем мы клиентам?);
  • — образ, идентификацию (кто мы?);
  • — ценности;
  • — стратегии и политики (кадровая, маркетинговая, лояльная и т. д.);
  • — тактику (что делаем и что не делаем? В вопросе, что мы не делаем, заключается, по словам спикера, примерно 50% прибыли компании);
  • — результаты (SMART)

Татьяна Жданова отметила: «Целое я произвожу от слова „цель“. Поэтому я с большим скептицизмом отношусь к целеполаганию по SMART. Целое — это соответствие миссии, образа и ценностей компании. В том числе, у HR-специалиста должна быть задача управлять корпоративной культурой так, чтобы сохранялась целостность организации. Когда мы знаем, зачем мы клиентам (а клиенты — это, в первую очередь, те, кто совпадает с нами по ценностям), кто мы, что важно нам и им, как по-особенному нам нужно действовать, что мы делаем и что не делаем, — наши результаты становятся на порядок выше».

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ТРЕНЕРОМ

«Т»: Андрей, расскажите, пожалуйста, что на сегодняшний день представляет собой геймификация в Украине? Как давно она к нам пришла?

Андрей Станченко, сертифицированный игротехник, консультант по управлению, руководитель компании «Леге Артис», партнер компании «NewRealGoal»

А.С.: Бизнес-игры и бизнес-симуляции в Украине присутствуют давно. А сейчас ощутили значительное усиление этого тренда.

Геймификация распространяется к нам в двух направлениях. С одной стороны известный многим организационно-деятельный формат — это северный след от Георгия Петровича Щедровицкого и его сына, Петра Георгиевича. Это тренд, который пришел к нам из России.

С другой стороны — «Homo ludens» (человек играющий), теория игр Йохана Хейзинга, это западное направление. Такая вот геополитическая игра, очень похожая в ту, в которую Украина играет по-настоящему.

Кроме того, в то время, как мы говорим об играх вживую, термин «геймификация» на сегодняшний день больше используется в формате интернет-игр. Поколение Y пришло на работу. Они воспитаны на компьютерных играх. Поэтому не делать для них работу в стиле игры — невозможно.

«Т»: Какие форматы игр существуют, и какие Вы применяете на своих мероприятиях?

А.С.: Существует множество различных форматов игр. Например, ситуационно-деятельностный формат подразумевает, что математическая модель игры четко прописана в объеме рынка, деньгах. 18—20 апреля в Школе моделирующих игр в рамках Игротехнического факультета T&D Университета московским экспертом будет проведено обучение именно такому — «бизнесовому» — формату игр.

Такой формат похож на бизнес-симуляции в компьютерных версиях. Человек может как угодно точно создать математическую модель. Но потом на все позиции приходят люди. И возникает настолько большое количество вариаций, что «защита от дурака», проигрыш всевозможных сценариев — это второе задание.

Кроме того, такие моделирующие игры нашли свое применение в виде элементов стратегических сессий. В последнее время мы в стратсессиях для своих клиентов обязательно обыгрывает тот сценарий, который сгенерировали первые лица компании.

Организационно-деятельностный формат подразумевает, в первую очередь, проектную работу. Там может и не быть явного сюжета. Вместо этого — максимальная командная работа для создания новых интеллектуальных продуктов.

Так, вы можете выбирать: либо игра изначально будет иметь целью улучшение коммуникации внутри компании и командообразование (но интеллектуальное, когда веревки опостыли, или статус игроков не позволяет их применять), либо игра служит прежде всего оценочным целям — оценить тренды рынка, оценить и проверить вашу стратегию на этом рынке, оценить компетенции ваших сотрудников, а остальные эффекты являются бонусными.

«Т»: Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней игре. Какова была ее основная цель и задача?

А.С.: Мы провели некоторое исследование, сыграв в игру «Тренинговый рынок Украины» в несколько заходов и с несколькими целевыми аудиториями. У нас уже есть свое исследование, основанное на этих подборках из игры.

Игра, которая прошла сегодня, была финальной. После этого мы полностью аккумулируем все находки, которые имеем, и будем делать некоторый отчет в виде форсайта: что происходит сейчас, и какие тренды можно ожидать от тренингового рынка Украины.

Более того, формат сегодняшнего мероприятия — фокусы с мгновенным разоблачением. Наша задача — не только выкопать какие-то тренды, но и познакомить с самим форматом. Одна из его опций: в такой бизнес-игре, в отличие от структурированных симуляций, дается больше неопределенности. И это используется, во-первых, для диагностики, наблюдения за управленческими компетенциями. Во-вторых, но не менее важно, это работа в команде.

«Т»: Сегодняшняя игра была презентационной. А где можно более досконально овладеть умениями игротехники?

А.С.: Игровая доктрина нашла отражение и в специализированном Игротехническом факультете, стартующем в апреле, и в курсе «Практики развития» Марка Кукушкина, который уже стартовал в начале февраля. Оба эти курса проводятся в рамках T&D Университета.

Кроме того, 18—20 апреля мы запускаем игротехнический факультет. Наш российский партнер, Алексей Комаров, проектирует и реализует игры для российских заказчиков и самое главное — очень качественно передает эту технологию. Подход Алексея Комарова таков: игротехник — не только тот, кто непосредственно проводит игры; чтобы качественно заказывать игры, надо тоже быть игротехником.

Игротехнический факультет направлен на то, чтобы освоить и глубже понимать этот формат, и чувствовать себя уверенно в его рамках. Если есть интерес получить специализацию «игротехник» это будет возможно в рамках T&D Университета.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ БИЗНЕС-ИГРЫ
Наталия Щербина, региональный тренер, «UNIQA»

Наталия Щербина,
региональный тренер, «UNIQA»

Мое внимание привлек формат бизнес-игры. Любые виды игр мне очень интересны, и такое мероприятие было 100-процентным попаданием в сферу моих интересов.

Работа в режиме недостатка времени хорошо иллюстрирует тенденцию тренингового рынка: успеть первыми подать предложение, сэкономив при этом на прояснении реального запроса клиента и составлении индивидуального предложения. Зеркально отобразились и страхи заказчиков рассказать о своих реальных потребностях, обнажить сложности, не боясь показаться «неуспешными».
Отдельное спасибо за демонстрацию силы рейтингов!

Бизнес-игра была полезной и информативной. У меня появилось несколько интересных идей, которые я начну воплощать в жизнь в самом ближайшем будущем.

Екатерина Войтенко, специалист по обучению и оценке персонала, ООО «ФОРА»

Екатерина Войтенко,
специалист по обучению и оценке персонала, ООО «ФОРА»

Мы в компании в последнее время занимается исследованием игровых форм обучения. Хочется максимально изучить, что предлагает рынок на сегодняшний день; выбрать то, что заинтересует наше руководство, и внедрить в компанию.

Мне понравилось мероприятие. Очень интересно. Жаль, что так мало времени на это дается. Хотелось бы поучаствовать еще, почувствовать себя в разных ролях. Пока почувствовали себя только с одной стороны. А как оно, все-таки, было с другой стороны?

Очень благодарна Андрею Станченко за полезный опыт.

Алена Сушко, руководитель отдела персонала, бизнес-тренер, «Panda Interior»

Алена Сушко,
руководитель отдела персонала, бизнес-тренер, «Panda Interior»

Меня на это мероприятие привел интерес: что представляет собой бизнес-тренер Андрей Станченко как игротехник. Было очень познавательно. Я увидела то, что можно будет применить в своих тренингах. Понравились определенные правила, которые установил тренер, и то, как они работают. Понравилось, как реагирует аудитория.

Несмотря на то, что управлять групповой динамикой в условиях работы в сжатых временных рамках, с большой и разношерстной группой тяжело, тренер делал это очень эффективно! Для меня это было очень интересно и полезно.

Так как я сама тренер-методист, то в первую очередь мне интересна начинка и кухня игры. Хотелось узнать, как такая игра работает, оценить приёмы, посмотреть «подводные камни».

Я смогла увидеть что-то новое, посмотреть на людей, которые сейчас работают на тренинговом рынке, расширить кругозор. Ведь когда долго работаешь внутренним тренером в компании, немного замыкаешься в своих понятийных кругах.

Александр Черкасов,
консультант по автоматизации продаж

На это мероприятие меня привела возможность получить новый опыт, обменяться идеями, получить обратную связь, сделать какой-то фидбэк своих наработок; понять, могу ли я применять игру в своей практике, и, наконец, познакомиться с новыми людьми.

Полученный опыт, впечатления и удовольствие превзошли все мои ожидания.

Бизнес-игра помогла мне понять развернутые концепции видения бизнеса как игры. Здесь я получил вдохновение и очень много интересных идей. Участие в игре позволило мне познакомиться со многими приятными людьми, профессионалами в разных сферах бизнеса.

Также очень понравились презентации Анны Кравец и Татьяны Ждановой. Они были информативны, полезны и, самое главное, актуальны.

Фотоотчет с бизнес-игры "Gamification в Украине. Игровой формат в развитии персонала и компании" от компании "NewRealGoal"
(75 фото)  Дата добавления: 13 февраля 2013
Фотоотчет с бизнес-игры

Геймификация уверенно занимает свои позиции на рынке обучающих программ. В рамках открытого мероприятия Андрей Станченко продемонстрировал эффективность моделирующей бизнес-игры.


Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Как достичь тренерского мастерства 7 февраля 2013
Карьера – это много, но еще не все 28 февраля 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по обучению и развитию персонала в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua