Фасилитация, модерация, медиация

Автор: Кристина Венгриняк Источник: портал Тренинги в Украине
Медиа:   Галерея  

Фасилитация, модерация, медиация… Сегодня эти техники активно развиваются в нашей стране, а специалисты в этих отраслях становятся все более востребованы. Коллегиум тренеров и консультантов (КОТИК) 20 апреля организовал «Фестиваль фасилитационных техник», целью которого был обмен опытом использования различных методов фасилитации для решения бизнес-задач.

Фасилитация, модерация, медиация
Фасилитация, модерация, медиация

Организаторы постарались организовать данное мероприятие в форме праздника, в котором приняли участие как опытные бизнес-тренеры, так и те, кто впервые услышал о методах организации эффективной работы в группах. Мини мастер-классы проводились в активном игровом формате, который позволил задействовать всех участников фестиваля. Портал Training.com.ua подготовил репортаж с фестиваля и предлагает его своим читателям.

Что такое фасилитация, и где она применяется

Термин фасилитация в Украине начали использовать не так давно. Григорий Хмельницкий, консультант и бизнес-тренер, отмечает, что определения этого термина он так и не нашел ни в одном украинском словаре. Но оно есть в других источниках. Например, энциклопедия «Википедия» определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения.

Энциклопедия «Википедия» определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения

В свою очередь Психологический словарь гласит, что социальная фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована в конце XIX века в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге).

Хмельницкий Григорий, консультант и бизнес-тренер
Хмельницкий Григорий, консультант и бизнес-тренер

Существуют также словари, в которых фасилитация определяется как процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению всех участников. При этом успешной считается фасилитация, которая включает в себя предварительную подготовку и планирование, а также конструктивный подход. Цель фасилитатора — поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

По словам Григория Хмельницкого, научная терминология слова «фасилитация» не важна, главное — его функциональность. Участники Фестиваля были разбиты на три группы, каждая из которых попыталась сформулировать, что, по их мнению, представляет собою фасилитация. В ходе мини мастер-класса для выработки навыков оперативной фасилитации Григорием Хмельницким было предложена тема «Делаем встречи ярче». Участники должны были высказать свои идеи относительно улучшения встреч, организованных Коллегиумом тренеров и консультантов.

В модерации используются инструменты, с помощью которых визуализируется процесс принятие решения

Алгоритм фасилитации, с которым участники работали в ходе мастер-класса включает в себя следующие составляющие:

1. Определение темы, которую мы хотим достичь.
2. Сбор идей. Определение присутствия проблем.
3. Формирование рабочих групп.
4. Отработка темы.

По мнению Григория Хмельницкого, такой подход работает и на стратегических собраниях, и на рабочих группах, в ходе которых ищется решение определенных бизнес задач.

Модерация. Как ее применять?

Ткаченко Геннадий, тренер-консультант

Тренер-консультант Геннадий Ткаченко посвятил свое выступление рассказу о том, что такое модерации. Он начал с истории и отметил, что определение термина «модерация» было дано еще в 1972 году. Впервые модерация использовалась в ситуациях, когда нужно было собрать общественное мнение большинства людей, а традиционные методы опроса не помогали. При этом, по словам Геннадия Ткаченко, сама модерация появилась гораздо раньше, чем был определен сам термин. Еще в XIII — XIV веках в Ватикане появилась модерация. Тогда она использовалась, когда одного из священников посвящали в более высокий сан. В этой процедуре присутствовали адвокат дьявола и адвокат Бога. Первый отстаивал мнение, почему священник не достоин нового звания, а второй приводил аргументы почему священник должен быть посвящен в более высокий сан. Также на этом процессе присутствовал человек (модератор), который давал возможность высказаться адвокатам обеих сторон. Модератор фиксировал выступления и вел протокол, а также оглашал результаты заседания.

Отличие модерации от фасалитации

Основным инструментом модерации является визуализация. Это одно из ее основных отличий от фасилитации. В модерации используются инструменты, с помощью которых визуализируется процесс принятия решений. Геннадия Ткаченко отметил, что модерация — это организация действий в группе с целью принятия решений, с использованием активных методов визуализации. При этом цель модерации — поиск решения, сходна с целью фасилитации. Но модерация — это один из основных инструментов при проведении тренинга. Поэтому обучение технике модерации чаще всего рассматривают на примере работы проектных групп.

Правильная модерация — это и есть групповой или командный коучинг

При фасилитации в тренинге, в процесс обсуждения вопроса тренер знает ответ, к которому он ведет группу. Что касается модерации, то ситуация противоположная. Ответ, к которому, в конце концов, придет группа, модератору неизвестен. Учитывая это, даже не владея темой проектного митинга, модератор может успешно проводить встречу, поскольку его задача только организовать работу группы. Модератор — это нейтральный человек, который не заинтересован в принятии какого-либо решения. Когда проектный митинг проводится с помощью метода модерации, то ответ, к какому решению придет группа, никому неизвестен. В данном случае заранее составляется сценарий, в котором будут использованы техники модерации.

Как отметил Геннадий Ткаченко, правильная модерация — это и есть групповой или командный коучинг. При модерации, так же как и в фасилитации, происходит наиболее полное вовлечение всех участников в процесс обсуждения.

Карточный опрос

Одним из методов модерации является карточный опрос, в процессе которого происходит сбор и сортировка информации, идей, или вариантов решения проблемы, после чего группа склоняется в пользу того иного решение при помощи голосования. Особенностью этого метода является то, что решение принимается с помощью карточек, на которых участники записывают варианты решения проблемы. Это позволяет сохранить конфиденциальность и помогает разрешить проблему в ситуациях, когда участники малознакомы. При карточном опросе вопросы, которые задаются группе, должны быть подготовлены заранее.

Медиацию чаще всего используют для примирения сторон

Геннадий Ткаченко обратил внимание участников Фестиваля на то, что модерация не применяется, когда решение, которое пытаются принять, очевидно, а также в случае, когда у участников нет должной квалификации. Подытоживая выступление Геннадия Ткаченко, можно сделать вывод, что успех модерации в правильной подготовке и планировании.

Медиация

Что касается медиации, то она применяется несколько с другой целью, чем фасилитация и модерация. Медиация является альтернативной формой разрешения споров. Она чаще всего используется для примирения сторон. В данный процесс привлекается нейтральная сторона, которая никоем образом не заинтересована в разрешении конфликта. Медиация применяется в различных отраслях, начиная с судебных споров и заканчивая отношениями в семье. Следует отметить, что медиатор не должен навязывать какое-либо решение сторонам конфликта, его задача сделать так, чтобы они сами пришли к оптимальному для всех соглашению.

Фестиваль, организованный Коллегиумом тренеров и консультантов удался. Все участники смогли попрактиковаться в фасилитации и модерации, а также побывать в роле участника митингов и собраний.

Комментарии

Наталия Романь,
бизнес-тренер

— По моему мнению, медиатора иначе можно назвать фасилитатором переговорного процесса.

Медиатор должен точно соблюдать те вещи, которые говорились о фасилитаторе. Это и нейтральность, и не вовлеченность в ходе управления процессом конфликта, и организация переговоров между сторонами.

Очень важно, что ни медиатор, ни фасилитатор ни при каких условиях, ни коем образом не подчеркивают собственных симпатий и не дают оценок.

Людмила Белоконь,
бизнес-тренер, директор компании «КПД»

— Сегодняшнее мероприятие очень приятно удивило тем, что коллеги с удовольствием делятся опытом, показывают техники и активно участвуют в мини-тренингах. На фестивале создана очень хорошая неформальная атмосфера. Нет ощущения скованности, скрытости. Никто из участников ничего не замалчивает. Все делятся практическими навыками. На самом деле сейчас это очень редко встречается в сфере бизнеса. На сегодняшней встрече присутствуют конкуренты, тем не менее, ощущается создано открытое пространство, в котором люди увлеченно работают и делятся опытом.

Фотоотчет с фестиваля фасилитационных техник
(37 фото)  Дата добавления: 5 мая 2010
Фотоотчет с фестиваля фасилитационных техник

20 апреля состоялся «Фестиваль фасилитационных техник», организатором которого выступл Коллегиум тренеров и консультантов (КОТИК).



avatar
29.11.2010, 08:51
Автор: Наталья Васильева
Ребята, Вы по-русски разговаривать умеете? Неужели нет аналогов, не думаю, что англичане и пр. так активно "обезьянничают" в вопросах перетаскивания терминов! Помните? - "Воскреснем-ли от чужевластья мод, чтоб умный, добрый наш народ хотя-б по языку нас не считал за немцев!"
avatar
30.12.2010, 16:33
Автор: Игорь Альбертович
Статья интересная, но Наталья Васильевна права :).
Статья не для профессионалов, а для новичков. Читаемость жуть.
Я с второго раза запомнил термины с третьего понял значения :)

В любом случае спасибо за статью. Теперь я знаю новый набор слов ;)
avatar
26.01.2011, 17:24
Автор: Светлана
В терминах полная путаница, зачастую формулировки абсолютно противоположны общепринятым понятиям...
Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Топ-менеджер или собственник — мечты специалиста по работе с персоналом 11 мая 2010
Этика в коучинге: абсолютная полезность плюс стопроцентная конфеденциальность 11 мая 2010
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать Тренинги, семинары, учебные курсы по технологиям тренинга в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua